Продолжаем краткий курс истории культуры Южной Азии. Поговорили про загадочно исчезнувшую Индскую цивилизацию, про Веды и зарождение буддизма с джайнизмом, пришло время рассказать вам про Ашоку – человека, который во многом определил развитие культуры Индии на века вперёд. И у которого есть, чему поучиться.
Итак, около 700 года до н.э., спустя сотни лет после того, как в долине реки Инд закончились города, на субконтиненте начали-таки расти новые. Особенно на севере – там возникло несколько царств.
Чаще всего Индия пребывала в состоянии лоскутного одеяла царств, но иногда какой-нибудь особенно мощной династии удавалось собрать всё это безобразие в империю. Первой была династия Маурьев (ок. 322-185 до н.э.), которая возглавила всё, кроме самых южных земель.
Третьим императором из рода Маурьев был Ашока, «возлюбленный богами». Участие в сражении, в котором по его подсчётам погибло 100.000 человек и ещё тысячи остались без крова, принесло Ашоке острую душевную боль, и он вознамерился впредь решать вопросы словом, а не мечом. И это тот самый случай, когда слово императора стало законом в первую очередь для него самого.
Правление Ашоки (ок. 273-232 до н.э.), во-первых, привело буддизм от статуса широко известного в узких кругах учения к имперских масштабов популярности, а во-вторых, принесло этой империи стабильность и с ней расцвет искусств.
Ашока знал толк в стенгазетах: его указы выбивали на валунах, скалах и колоннах по всей империи. Указы обычно были пересказом законов дхармы или так или иначе были с ними связаны. Дхарма – это высший моральный закон, который стоит на страже вселенной от поглощения хаосом.
Например, Кандагарский эдикт 👆 гласит, что Ашока правит уже 10 лет, и за это время люди стали благочестивее, кругом процветание, король не убивает живых существ, королевские охотники и рыбаки остались без работы, невоздержанные воздерживаются, слушают родителей и старших, так что жить они теперь будут лучше и счастливее.
Колонны с выбитыми на них законами дхармы по мнению исследователей символизировали axis mundi – ось мира, которая соединяет землю с космосом и связывает царство людей с небесными чертогами.
Вот капитель одной из таких колонн 👇. Львы символизируют учение Будды и монаршую власть, а лошадь, слон и бык – символы мирской и военной силы. На головах львов, скорее всего, была дхармачакра – колесо закона. На других похожих встречается.
По капители хорошо видно, что скульпторы империи Маурьев полировали песчаник до блеска. Надо думать, эту барышню 👇 им было особенно приятно полировать.
Где они в третьем веке до н.э силиконовую грудь нашли, мне интересно? Ладно, это просто зависть. Девушка, вероятно, божество локального культа Якшиня (её подруг вы встретите в следующей статье). Локальных культов было много: под боком у буддистов, браминов и джайнов сосуществовали разные религиозные практики с богами, которые отвечали за здоровье и благополучие отдельно взятой деревни и всходы на отдельно взятом поле.
В следующей статье речь пойдёт о главном архитектурном памятнике эпохи Ашоки и о том, как Будду поделили на восемь. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить!