Найти тему
Зарина Асфари об искусстве

Ашока: что сподвигло императора отказаться от любого насилия?

Продолжаем краткий курс истории культуры Южной Азии. Поговорили про загадочно исчезнувшую Индскую цивилизацию, про Веды и зарождение буддизма с джайнизмом, пришло время рассказать вам про Ашоку – человека, который во многом определил развитие культуры Индии на века вперёд. И у которого есть, чему поучиться.

Итак, около 700 года до н.э., спустя сотни лет после того, как в долине реки Инд закончились города, на субконтиненте начали-таки расти новые. Особенно на севере – там возникло несколько царств.

Чаще всего Индия пребывала в состоянии лоскутного одеяла царств, но иногда какой-нибудь особенно мощной династии удавалось собрать всё это безобразие в империю. Первой была династия Маурьев (ок. 322-185 до н.э.), которая возглавила всё, кроме самых южных земель.

Империя Маурьев. Есть гипотеза, что и в ней были территории, которые не подчинялись Маурьям
Империя Маурьев. Есть гипотеза, что и в ней были территории, которые не подчинялись Маурьям

Третьим императором из рода Маурьев был Ашока, «возлюбленный богами». Участие в сражении, в котором по его подсчётам погибло 100.000 человек и ещё тысячи остались без крова, принесло Ашоке острую душевную боль, и он вознамерился впредь решать вопросы словом, а не мечом. И это тот самый случай, когда слово императора стало законом в первую очередь для него самого.

Марианна Норт, "Ашока", 1878. Галерея Марианны Норт, Великобритания. Именем Ашоки названо дерево, под которым по легенде родился Будда
Марианна Норт, "Ашока", 1878. Галерея Марианны Норт, Великобритания. Именем Ашоки названо дерево, под которым по легенде родился Будда

Правление Ашоки (ок. 273-232 до н.э.), во-первых, привело буддизм от статуса широко известного в узких кругах учения к имперских масштабов популярности, а во-вторых, принесло этой империи стабильность и с ней расцвет искусств.

Ашока знал толк в стенгазетах: его указы выбивали на валунах, скалах и колоннах по всей империи. Указы обычно были пересказом законов дхармы или так или иначе были с ними связаны. Дхарма – это высший моральный закон, который стоит на страже вселенной от поглощения хаосом.

Кандагарский эдикт Ашоки, 260 год до н.э. Самый ранний из известных, написан на греческом и арамейском языках. Кабульский музей
Кандагарский эдикт Ашоки, 260 год до н.э. Самый ранний из известных, написан на греческом и арамейском языках. Кабульский музей

Например, Кандагарский эдикт 👆 гласит, что Ашока правит уже 10 лет, и за это время люди стали благочестивее, кругом процветание, король не убивает живых существ, королевские охотники и рыбаки остались без работы, невоздержанные воздерживаются, слушают родителей и старших, так что жить они теперь будут лучше и счастливее.

Колонна Ашоки в Колуе, Бихар, Индия
Колонна Ашоки в Колуе, Бихар, Индия

Колонны с выбитыми на них законами дхармы по мнению исследователей символизировали axis mundi – ось мира, которая соединяет землю с космосом и связывает царство людей с небесными чертогами.

Вот капитель одной из таких колонн 👇. Львы символизируют учение Будды и монаршую власть, а лошадь, слон и бык – символы мирской и военной силы. На головах львов, скорее всего, была дхармачакра – колесо закона. На других похожих встречается.

По капители хорошо видно, что скульпторы империи Маурьев полировали песчаник до блеска. Надо думать, эту барышню 👇 им было особенно приятно полировать.

Где они в третьем веке до н.э силиконовую грудь нашли, мне интересно? Ладно, это просто зависть. Девушка, вероятно, божество локального культа Якшиня (её подруг вы встретите в следующей статье). Локальных культов было много: под боком у буддистов, браминов и джайнов сосуществовали разные религиозные практики с богами, которые отвечали за здоровье и благополучие отдельно взятой деревни и всходы на отдельно взятом поле.

В следующей статье речь пойдёт о главном архитектурном памятнике эпохи Ашоки и о том, как Будду поделили на восемь. Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить!