Найти в Дзене
Ramzan Cosmatov

Семена цивилизации (Часть 2)

В течение многих десятилетий казалось, что тайны Каталхоюка никогда не будут исследованы. Джеймс Меллаарт, британский археолог, открыл это место в 1958 году и сделал его знаменитым. Но его исследования были прерваны в 1965 году, после того как турецкие власти отозвали его разрешение на раскопки после утверждения, что он был вовлечен в дело Дорака, скандал, в котором, как сообщалось, пропали важные артефакты бронзового века. Формально Меллаарт не был обвинен, и комитет выдающихся археологов позже оправдал его от любой роли в этом деле. Тем не менее, ему так и не разрешили вернуться на стройку, и она простояла заброшенной почти 30 лет.

Ходдер, высокий, очкастый, 56-летний англичанин, впервые услышал о Катальхоюке в 1969 году, будучи студентом Меллаарта в лондонском Институте археологии. В 1993 году, после некоторых деликатных переговоров с турецкими властями, которым очень помогла поддержка ведущих турецких археологов, он получил разрешение вновь открыть это место. Почти 120 археологов, антропологов, палеоэкологов, ботаников, зоологов, геологов и химиков собирались на Кургане близ Коньи лето за летом, просеивая почти каждый кубический дюйм древней почвы Каталхоюка в поисках подсказок о том, как жили эти неолитические люди и во что они верили. Исследователи даже пригласили психоаналитика, чтобы он проник в доисторическое сознание. По словам Колина Ренфрю, почетного профессора археологии Кембриджского университета в Великобритании, катальхойук - это “один из самых амбициозных проектов раскопок, которые в настоящее время ведутся."Брюс триггер из Монреальского Университета Макгилла, известный историк археологии, говорит, что работа Ходдера на этом месте" предоставляет новую модель того, как археологические исследования могут и должны проводиться.- Тем не менее, неортодоксальный подход Ходдера, сочетающий научную строгость и творческие спекуляции, чтобы добраться до психологии доисторических обитателей Каталхоюка, породил споры.

-2
Археологи долго спорили о том, что послужило причиной неолитической революции, когда доисторические люди отказались от кочевой жизни, основали деревни и начали обрабатывать землю. Ученые когда-то подчеркивали климатические и экологические изменения, произошедшие около 11 500 лет назад, когда последний ледниковый период подошел к концу и сельское хозяйство стало возможным, а может быть, даже необходимым для выживания. Ходдер, напротив, подчеркивает ту роль, которую играют изменения в человеческой психологии и познании.

Меллаарт, ныне отошедший от дел и живущий в Лондоне, считал, что религия занимает центральное место в жизни народа Каталхоюка. Он пришел к выводу, что они поклонялись богине-матери, представленной множеством женских статуэток, сделанных из обожженной глины или камня, которые он и группа Ходдера раскопали на этом месте в течение многих лет. Ходдер спрашивает, представляют ли эти статуэтки религиозные божества, но он говорит, что они тем не менее значительны. Прежде чем люди смогли одомашнить дикие растения и животных вокруг себя, говорит он, они должны были укротить свою собственную дикую природу—психологический процесс, выраженный в их искусстве. На самом деле Ходдер считает, что первые поселенцы Каталхоюка ценили духовность и художественное выражение настолько высоко, что они расположили свою деревню в лучшем месте, чтобы преследовать их.

Не все археологи согласны с выводами Ходдера. Но нет никаких сомнений, что неолитическая революция изменила человечество навсегда. Корни цивилизации были посажены вместе с первыми посевами пшеницы и ячменя, и не будет преувеличением сказать, что самые мощные из современных небоскребов могут проследить свое наследие до неолитических архитекторов, которые построили первые каменные жилища. Почти все, что произошло потом, включая организованную религию, письменность, города, социальное неравенство, взрывы населения, пробки на дорогах, мобильные телефоны и Интернет, имеет корни в тот момент, когда люди решили жить вместе в сообществах. И как только они это сделали, как показывает работа Каталхоюка, пути назад уже не было.

Фраза "неолитическая революция" была придумана в 1920-х годах австралийским археологом В. Гордоном Чайлдом, одним из ведущих доисториков XX века. Для Чайлда ключевым нововведением в революции было сельское хозяйство, которое сделало людей хозяевами своих продовольственных запасов. Сам Чайлд имел довольно простое представление о том, почему было изобретено сельское хозяйство, утверждая, что с окончанием последнего ледникового периода около 11 500 лет назад Земля стала одновременно теплее и суше, заставляя людей и животных собираться возле рек, оазисов и других водных источников. Из таких скоплений возникли сообщества. Но теория Чайлда потеряла свою популярность после того, как геологи и ботаники обнаружили, что климат после ледникового периода на самом деле был влажнее, а не суше.

-3

Другим объяснением неолитической революции, и одним из самых влиятельных, была гипотеза” маргинальности“, или” края", предложенная в 1960-х годах археологом-первопроходцем Льюисом Бинфордом, работавшим тогда в Университете Нью-Мексико. Бинфорд утверждал, что ранние человеческие существа жили там, где охота и собирательство были лучшими. По мере роста населения усиливалась и конкуренция за ресурсы, что, помимо прочего, приводило к тому, что некоторые люди перемещались на окраины, где они прибегали к одомашниванию растений и животных. Но эта идея не согласуется с недавними археологическими свидетельствами о том, что одомашнивание растений и животных действительно началось в оптимальных зонах охоты и собирательства на Ближнем Востоке, а не на окраинах.

Продолжение следует