Найти тему
Няня Ника

Контейнирование чувств. Что это такое и Зачем это нужно?

Оглавление
Massey, Jane. Digital Image. https://www.janemassey.co.uk
Massey, Jane. Digital Image. https://www.janemassey.co.uk

Статья написана опираясь на работы У. Биона* и статью П. Кейсмета "Ненависть и контейнирование".

Ребёнок испытывает эмоции с самого рождения. Успешно контролировать и пережить их он пока неспособен. Едва ли каждый взрослый способен. На помощь малышу природа закрепила за ним взрослых.

Родителям предстоит серьезное испытание: суметь контейнировать эмоции ребёнка.

Что такое контейнирование?

Это способность выдерживать эмоции, внутреннее напряжение и чувства. Термин пришел из #психоанализа но не пугайтесь, ввёл его не Фрейд. Отец этого понятия Уилфред Бион.

Вот что имел ввиду Бион:

Младенцу кажется невозможным благополучно пережить эмоции как они есть. Поэтому он проецирует их на мать. Малыш видит, что его мама (контейнер) чувствует эти эмоции и справляется с ними (контейнирует). Она возвращает их ребёнку в той форме, котора ему по силе.

Как это выглядит на практике:

Младенец использует единственный сигнал для привлечения внимания - крик. Мама прибегает на зов. Тут приведу три возможные варианта событий. Две ситуации недоконтейнирования и одну с успешным контейнированием.

1. Ригидная связь.

Massey, Jane. Digital Image. https://www.janemassey.co.uk
Massey, Jane. Digital Image. https://www.janemassey.co.uk

Мама равнодушно берёт плачущего младенца и успокаивает, только чтобы замолчал. Ведь это её обязанность как матери. Она не проявляет эмоций и может даже злиться на шум. Малыш долго не успокаивается. Мама не чувствует боль его эмоций, игнорируя их. Возможно, она не принимает его чувства всерьез или равнодушна к малышу.

В дальнейшем, ребёнок чувствует, что мама не понимает его и не будет доверять ей контейнировать свои эмоции. Ребёнок будет сам пытаться справиться с ними, хоть психика к этому не готова.

Какие последствия увидите во взрослой жизни?

Психика адаптируется, хоть и криво, но справляется с ситуацией с помощью нездоровых защит:

1. Вытеснение. "Мои чувства не важны, нужно с ними бороться или игнорировать". Непрожитые эмоции уходят в болезнь.

2. Уход в зависимость. Это может быть алкоголь, наркотики, шопинг или виртуальные игры.

3. Ритуалы и навязчивые типы поведения. Справиться с неконтролируемыми эмоциями психике помогают механически повторяющиеся действия. "Всё будет хорошо, если я три раза нажму на выключатель и левой ногой шагну за порог". Такая защита доставляет много неудобств.

2. Хрупкая связь

Massey, Jane. Digital Image. https://www.janemassey.co.uk
Massey, Jane. Digital Image. https://www.janemassey.co.uk

Мама сильно тревожится за плачущего младенца. Из-за такой тревоги матери, плач усиливается. Тогда мама не справляется с тревогой и впадает в панику. Контейнер не выдержал безымянного ужаса малыша и распался на части. Бессознательно малыш понимает: "Если даже мама не справляется с моими эмоциями, значит они чудовищны. Нужно скрывать их от неё, чтобы не убить."

Такие дети рано взрослеют. Выглядят прилежными и послушными мальчиками и девочками. Охраняют хрупкого взрослого от своих чувств, в страхе показать.

Последствия во взрослой жизни:

1. Чувство вины за выражение чувств и эмоций.

2. Невозможность быть откровенным с кем бы то ни было.

3. Яркие неконтролируемые вспышки эмоций.

4. Саморазрушение сознательное или бессознательное. Частые травмы, самопорезы, болезни, самобичевание.

3. Гибкая связь. Успешное контейнирование.

Massey, Jane. Digital Image. https://www.janemassey.co.uk
Massey, Jane. Digital Image. https://www.janemassey.co.uk

Мама разделяет огорчения ребёнка и грустит вместе с ним. Говорит что чувствует и открыто переживает его эмоцию. Сама справляется с эмоцией и успокаивает ребёнка.

Малыш спроецировал эмоцию на мать. Она пережила эту грусть и не разрушилась. Значит эмоции естественны и не опасны.

Последствия во взрослой жизни:

Человек внимательно относится к своим и чужим чувствам. Умеет о них говорить и переживать их. Иногда это больно и неприятно, но он справляется с ними. Способен пережить эмоции не используя для этого других людей или внешние средства.

Мы все воспитывались в разных семьях и непохожих условиях. Возможно, наши родители не сумели дать настоящего контейнирования. Значит и мы справляется с эмоциями сломанными инструментами психики.

Справедливо ли требовать от родителя того, чего тот сам недополучил в детстве? Без осознания проблемы и работы над собой у него этого не получится.

Если чувствуете, что нет внутренней энергии чтобы справиться с ролью контейнера, используйте помощь психолога. Психолог поможет "дорастить" непрожитое контейнирование и восстановить ресурсы для полноценного материнства.

Узнавайте больше полезного на канале. Подписывайтесь и ставьте лайки, так я понимаю что статьи интересны.

Пишите в комментариях о чем бы хотелось узнать в воспитании малыша и я опубликую статью по теме.

Наслаждайтесь жизнью и любите себя,

Няня Ника.

* Бреживания ион У. Р., Научение через опыт переживания