Найти в Дзене
Интуиция времени

Четыре тарана и один пилот

Борис Ковзан
Борис Ковзан

Самопожертвование советских летчиков, массово шедших на воздушные тараны, заставило командование Люфтваффе выпустить директиву, запрещавшую своим пилотам сближаться с русскими на опасное расстояние. Но это далеко не всегда помогало, и даже опытные асы становились жертвами безусых юнцов, шедших на смертельные тараны с врагом.
Борис Ковзан - истребитель-легенда. Никто в мире ни до него, ни после не совершил ЧЕТЫРЕ (!) успешных тарана, после которых мало того, что летчик оставался в живых, так еще три раза умудрялся посадить самолет, на котором после ремонта продолжал воевать с немецкими асами.

Уроженец города Шахты Ростовской области родился 7 апреля 1922 года. Вырос в белорусском городе Бобруйске, в который переехал вместе с родителями. Там же окончил 8 классов средней школы.

В 1939 году поступил в Одесскую военную авиационную школу, которую окончил за год до войны, освоив принципы ведения воздушного боя и точного бомбометания.

Службу продолжил в Западном Особом военном округе на территории Гомельской области (Белоруссия), оттачивая летное мастерство и готовясь к скорому противостоянию с истребителями гитлеровской Германии. Летал на устаревшем истребителе И-15 бис, который должен был бы стать легкой мишенью для прошедших всю Европу немецких асов.

И-15 бис
И-15 бис

В первое прямое боестолкновение с врагом Борис Ковзан вступил уже 24 июня, на третий день войны и открыл свой лицевой счет. На своем И-15 бис он атаковал немецкий бомбардировщик Хейнкель-111 (по другим данным, Дорнье-215), отправив его горящим на землю.

Дорнье-215
Дорнье-215

С октября 1941 года воевал в составе 42-го истребительного авиационного полка, принимал участие в битве за Москву.

Неоднократно вылетая в составе группы на боевые задания, он какое-то время не может пополнить свой счет сбитым фашистам.

О первом его таране, совершенном 29 октября 1941 года, различные источники сообщают по-разному. Одни говорят, что Борис возвращался с боевого задания, во время которого расстрелял весь боезапас. Другие утверждают, что боеприпасы у нашего пилота закончились уже во время боя с гитлеровским самолетом-разведчиком Ме-110.

Таран
Таран


Как бы там ни было, но не желающий упустить врага Борис Ковзан срезал его хвостовое оперение винтом своего самолета. Нужно понимать, какой виртуозной техникой полета должен был обладать летчик для этого.

Вошедший в пике немецкий разведчик взорвался на земле, а советский пилот благополучно посадил самолёт у деревни Титово, где местные жители помогли восстановить винт самолёта и затем вернулся на аэродром, доложив командованию об итогах боевого вылета. При этом совершенный таран он особым подвигом не считал.

21 (или 22) февраля 1942 года под Вышним Волочком, пилотируя, истребитель «Як-1», Борис рубанул пропеллером хвост бомбардировщика «Юнкерс-88». После тарана ас опять, как ни в чем не бывало, вернулся на родной аэродром.

История о том, как Борис Ковзан сбивает немецкие самолеты, быстро обросла разнообразными подробностями и облетела весь Северо-Западный фронт. Поговаривали, что сам Геринг отдал приказание никогда не сближаться с «невменяемыми русскими», чтобы не дать возможность последним совершить воздушный таран.

Но когда 7 июля 1942 года представленный к награждению орденом Ленина младший лейтенант Борис Ковзан срезал винтом хвост и у третьего истребителя врага, он стал настоящей легендой. И самое интересное – вновь, как ни в чем не бывало, вернулся на аэродром на своем Як-1.

Як-1
Як-1

13 августа 1942 года на самолёте Ла-5 капитан Ковзан обнаружил группу бомбардировщиков и истребителей противника. В бою с ними он был подбит, получил ранение глаза, и тогда Ковзан направил свой самолёт на вражеский бомбардировщик.

В лобовую...Борис
В лобовую...Борис

От удара Ковзана выкинуло из кабины и с высоты 6000 м с не полностью раскрывшимся парашютом он упал в болото, сломав ногу и несколько рёбер. Из болота его вытащили подоспевшие белорусские селяне, видевшие бой и успели передать в местный партизанский отряд. Партизаны переправили раненого летчика через линию фронта. В госпитале Ковзан провёл 10 месяцев, потерял правый глаз. После лечения добился разрешения продолжить лётную службу.

Всего за годы войны он совершил 360 боевых вылетов, провёл 127 воздушных боев, сбил 28 немецких самолётов.

Советский ас Борис Ковзан, единственный совершивший четыре тарана
Советский ас Борис Ковзан, единственный совершивший четыре тарана

После войны, закончив в 1954 году Военно-Воздушную академию, он летал на реактивных самолетах и учил этому молодое пополнение. В отставку полковник Ковзан вышел в 1958 году в результате массового сокращения Советской Армии.

Герой Советского Союза Ковзан Борис Иванович
Герой Советского Союза Ковзан Борис Иванович

Некоторое время проживал в Рязани, где руководил местным аэроклубом, после чего переехал в столицу советской Белоруссии. Умер 31 августа 1985 года.

Марка Почты России
Марка Почты России