Найти тему
Мир в его многообразии

Новый Панамский канал в Коста-Рике

В настоящее время насчитывается семь проектов каналов, которые могли бы служить альтернативой знаменитому Панамскому каналу. География подобных мегапроектов протянулось от юга Мексики до севера Колумбии. Из семи проектов, наиболее известным является проект Никарагуанского канала, который после солидной шумихи оказался, в очередной раз, за последние 150 лет, замороженным.

Невероятный проект морского тоннеля в Коста-Рике

Проблема поиска альтернативы Панамскому каналу, вследствие его перегруженности и сложности реконструкции, уже в середине XX века привело к идее создания нового канала, который не только бы существенно разгрузил Панамский, но и ускорил транспортировку грузов. Так, у чилийских инженеров появились гениальная идея проекта морского туннеля через Коста-Рику.

Карта Коста-Рики. Большая часть страны занимают высокие горы вулканического происхождения.
Карта Коста-Рики. Большая часть страны занимают высокие горы вулканического происхождения.
Проблема в том, что Коста-Рика, в отличие от равнинной Панамы, является маленькой, но невероятно гористой страной, где горы занимают большую часть её территории и достигают высоты около четырёх километров. Канал здесь явно не построишь! Поэтому проект, разработанный ещё в середине XX века, предполагал сооружение двух больших туннелей по которым плыли судна по одному направлению, по типу двухколейной железной дороги. Туннели предлагалось построить на уровне моря и снабдить всего двумя шлюзами для регулирования уровня воды во время приливов и отливов. Между двумя тоннелями предусматривалось соорудить и третий - поменьше, где передвигались электровозы, которые как буксиры тянули бы за собой суда с отключенным двигателем во избежание загрязнения туннелей ядовитыми выхлопными газами. Что касается вентиляции тоннелей, то чистый воздух должен был подаваться через систему труб, а использованный выводится через штольни, расположенные через каждые 500 метров.
Морской тоннель в Норвегии. Проект
Морской тоннель в Норвегии. Проект

Общая длина предлагаемого Коста-Риканского канала должны составить 121 километр и протянутся он должен был от залива Корнада на западе и до города Пуэрто-Лимон на востоке, при этом большая часть канала - это тоннели располагающиеся под горной системой Кордильера-де-Таламанка.

План-схема проектируемого морского тоннеля под полуостровом Стад
План-схема проектируемого морского тоннеля под полуостровом Стад
К сожалению, проект чилийских инженеров не был реализован в Коста-Рике, однако эту оригинальную идею подхватили норвежские инженеры, которые решили построить подобный туннель через самую узкую часть полуострова Стад. Норвежский морской тоннель выглядит менее величественным, имея длину всего 1700 метров, но позволит пропускать через себя весьма крупные судна. Общие параметры норвежского морского тоннеля следующие: глубина - 12 метров, высота - 37 метров (от поверхности воды), ширина - 26,5 метров. Общая стоимость проекта - 350 миллионов долларов США.

Оказывается, канал - ненастоящий!

Несмотря на сложный рельеф местности, в Коста-Рике не отказываются от идеи строительства аналога Панамского канала. При этом, правительство этого маленького Центральноамериканского государства уже делает серьёзные шаги для реализации этого мегапроекта. Прежде всего, руководство Коста-Рики прекрасно осведомлено о потенциале транзитных возможностей своего государства, во-вторых, в отличие от Панамы, Коста-Рика ближе к обоим берегам США - главного потребителя транзитных услуг, ну и в третьих - создание канала обеспечит экономическое процветание страны. Чтобы проект был менее затратным, но при этом не менее эффективным, в Коста-Рике решили заменить привычный морской канал на сухопутный. Идея выглядит следующим образом:

Предлагаемый маршрут сухопутного "канала" в Коста-Рике
Предлагаемый маршрут сухопутного "канала" в Коста-Рике
Предлагается строительство двух современных портов: один на берегу Тихого океана, а другой на берегу Карибского моря. Между двумя портами прокладывается двухколейная скоростная железная дорога, с максимальной скоростью передвижения в 100 км/ час. Получается, что контейнеровоз оперативно разгружается в одном порту, после чего, скоростной товарняк в течение всего трёх часов, транспортирует грузы на другой берег, где контейнеры повторно загружаётся уже на другие суда. Это применительно только к контейнеровозам, но американские компании уже оценили огромные плюсы подобного проекта, ведь стоимость транспортировки грузов через подобный коридор будет гораздо ниже, а времени затрачено меньше, если подобное проворачивать через Панамский канал.
Порт Моин в городе Пуэрто-Лимон в Коста-Рике
Порт Моин в городе Пуэрто-Лимон в Коста-Рике

Неудивительно, что подобный проект и получил название Межокеанский сухопутный канал. Общая длина "канала" составит 315 километров, максимальный уровень затрат оценивается в 16 миллиардов долларов, сроки строительства в 6 лет. Предполагается, что в последующие 50 лет "канал" будет стабильно приносить государству доход и решит проблему с безработицей, ведь только на обслуживание железной дороги потребуется не менее 5000 человек.

Принцип работы сухопутного "канала" Коста-Рики: простенько, но со вкусом!
Принцип работы сухопутного "канала" Коста-Рики: простенько, но со вкусом!
А как же высокие горы? Здесь проблему решили просто. Железная дорога будет тянуться паралельно горному хребту вдоль реки Парисмина, вытянувшись с северо-запада на юго-восток. Предполагается, что максимальные перепады пути составят всего 300 метров. На данный момент, пока наблюдается модернизация морского порта Моин, для приёма крупнотоннажных судов.

Рубрика "Невероятные проекты":

1. Транссахарская магистраль: железная дорога через самую большую пустыню мира;

2. Канал трёх Великих рек. Идея единой речной системы Южной Америки;

3. Остров Флорида: неоконченная история Поперечного канала.

________________________

На этом у меня всё. Спасибо за просмотр, ставьте лайк и не забудьте подписаться на канал "Мир в его многообразии"!