Чтобы помочь малышу и запустить речь, нужно понять, в чем причина безречья. Сегодня я расскажу об основных причинах на примере 2,5-летнего ребенка.
1. Ребенок плохо понимает речь
В 2,5 года ребенок уже должен хорошо понимать речь, знать название многих предметов (мишка, кружка, кровать и т.д.), действий (бежать, идти), признаков (горячий, колючий, синий, вкусный). Проверяем просьбой: «Покажи мишку», «Покажи синий мяч». Ребенок может выполнить простую просьбу, например: «Принеси из комнаты машинку и мячик» или «Возьми с полки мишку и расческу».
Если ребенок не может выполнить такую инструкцию, значит, понимание речи недостаточное. Логопед в играх восполняет «пробелы». Пополняет словарный запас ребенка. Кстати, необязательно логопед, родители сами могут помочь ребенку улучшить понимание речи, например, сходив один раз на консультацию к логопеду и составив программу занятий.
2. У ребенка снижен слух
Бывает, родители до 2-3 лет не замечают, что у ребенка есть нарушение слуха. Ребенок находится в привычной ситуации, учится понимать родителей по мимике, зрительным подсказкам и жестам. Даже снижение слуха может помешать ребенку заговорить вовремя.
Как проверить? Попросите ребенка что-то сделать шепотом и прикрыв при этом рот ладошкой (чтобы ребенок не смог «прочитать» по губам). Понаблюдайте за ребенком: всегда ль он откликается на свое имя, слышит ли тихие звуки, например, шелест листьев на деревьях. Врач может посоветовать провести аудиометрия для исключения снижения слуха.
3. Ребенок не любит общаться, или его игровая деятельность не развита
Игра — важнейшая деятельность для ребенка. Понаблюдайте, как играет ваш малыш, как взаимодействует с игрушками. К 2,5 годам ребенку должно быть интереснее играть с мамой и папой, а не одному, а также следовать простому сюжету, который предложит родитель (покатать куклу, покормить мишку, а не просто стучать машинкой о пол или грызть ее).
Обратите внимание, смотрит ли ребенок вам в глаза, легко ли вступает с вами, другими взрослыми и детьми в контакт, нравится ли ему общаться с другими людьми. В 2,5 года ребенку уже интересно общение, поэтому, если малыш не смотрит в глаза и отказывается от совместной игры, у него может быть нарушена коммуникация. При этом нарушении у ребенка нет мотивации говорить, отсюда и задержка речевого развития.
4. У ребенка снижено интеллектуальное развитие
Здесь мы проверяем развитие мышления. Нарушение интеллектуального развития — это не обязательно умственная отсталость. Ребенок может просто отставать от сверстников: не знать основные геометрические фигуры или не справляться с сортёром. Об этом можете почитать в моей статье. Я писала о развитии мышления у детей от 0 до школы и какие игры помогают развивать мышление.
5. У ребенка нарушен артикуляционный праксис = ребенку трудно управлять своим языком и губами, чтобы говорить
Это распространенная проблема у детей-молчунов 2,5-3 лет. Обычно такие детки моторно неловкие: при ходьбе могут пошатываться, не умеют приседать, прыгать, кататься на самокате. Родители обычно замечают это, но не думают, что такая «неуклюжесть» может влиять и на речь. Но она влияет. Ребенку сложно управлять своим языком и губами: он не чувствует, куда поставить язык, чтобы правильно сказать слово.
Если в каком-то из этих пунктов вы нашли своего малыша, не огорчайтесь и не паникуйте. Знание причины — полдела, значит, что преодолеть речевую задержку можно и нужно, главное, не откладывать на потом.