Найти тему
Логопедюля

5 основных причин задержки речевого развития

Оглавление

Чтобы помочь малышу и запустить речь, нужно понять, в чем причина безречья. Сегодня я расскажу об основных причинах на примере 2,5-летнего ребенка.

1. Ребенок плохо понимает речь

В 2,5 года ребенок уже должен хорошо понимать речь, знать название многих предметов (мишка, кружка, кровать и т.д.), действий (бежать, идти), признаков (горячий, колючий, синий, вкусный). Проверяем просьбой: «Покажи мишку», «Покажи синий мяч». Ребенок может выполнить простую просьбу, например: «Принеси из комнаты машинку и мячик» или «Возьми с полки мишку и расческу».

Если ребенок не может выполнить такую инструкцию, значит, понимание речи недостаточное. Логопед в играх восполняет «пробелы». Пополняет словарный запас ребенка. Кстати, необязательно логопед, родители сами могут помочь ребенку улучшить понимание речи, например, сходив один раз на консультацию к логопеду и составив программу занятий.

2. У ребенка снижен слух

Бывает, родители до 2-3 лет не замечают, что у ребенка есть нарушение слуха. Ребенок находится в привычной ситуации, учится понимать родителей по мимике, зрительным подсказкам и жестам. Даже снижение слуха может помешать ребенку заговорить вовремя.

Как проверить? Попросите ребенка что-то сделать шепотом и прикрыв при этом рот ладошкой (чтобы ребенок не смог «прочитать» по губам). Понаблюдайте за ребенком: всегда ль он откликается на свое имя, слышит ли тихие звуки, например, шелест листьев на деревьях. Врач может посоветовать провести аудиометрия для исключения снижения слуха.

-2

3. Ребенок не любит общаться, или его игровая деятельность не развита

Игра — важнейшая деятельность для ребенка. Понаблюдайте, как играет ваш малыш, как взаимодействует с игрушками. К 2,5 годам ребенку должно быть интереснее играть с мамой и папой, а не одному, а также следовать простому сюжету, который предложит родитель (покатать куклу, покормить мишку, а не просто стучать машинкой о пол или грызть ее).

Обратите внимание, смотрит ли ребенок вам в глаза, легко ли вступает с вами, другими взрослыми и детьми в контакт, нравится ли ему общаться с другими людьми. В 2,5 года ребенку уже интересно общение, поэтому, если малыш не смотрит в глаза и отказывается от совместной игры, у него может быть нарушена коммуникация. При этом нарушении у ребенка нет мотивации говорить, отсюда и задержка речевого развития.

4. У ребенка снижено интеллектуальное развитие

Здесь мы проверяем развитие мышления. Нарушение интеллектуального развития — это не обязательно умственная отсталость. Ребенок может просто отставать от сверстников: не знать основные геометрические фигуры или не справляться с сортёром. Об этом можете почитать в моей статье. Я писала о развитии мышления у детей от 0 до школы и какие игры помогают развивать мышление.

5. У ребенка нарушен артикуляционный праксис = ребенку трудно управлять своим языком и губами, чтобы говорить

Это распространенная проблема у детей-молчунов 2,5-3 лет. Обычно такие детки моторно неловкие: при ходьбе могут пошатываться, не умеют приседать, прыгать, кататься на самокате. Родители обычно замечают это, но не думают, что такая «неуклюжесть» может влиять и на речь. Но она влияет. Ребенку сложно управлять своим языком и губами: он не чувствует, куда поставить язык, чтобы правильно сказать слово.

Если в каком-то из этих пунктов вы нашли своего малыша, не огорчайтесь и не паникуйте. Знание причины — полдела, значит, что преодолеть речевую задержку можно и нужно, главное, не откладывать на потом.