Иногда слышится недоумённый вопрос - зачем сейчас снимать фильмы о Великой Отечественной войне, если и так в советское время было снято большое количество шедевров на эту вечную и святую для нас тему. И которые всё равно не превзойдёшь по своему воздействию и уровню. Ну, вот как раз новый фильм режиссёра Игоря Копылова (автора нескольких первоклассных сериалов, в том числе "Ленинград 46", "Наше счастливое завтра", "Крылья империи") и показывает нам - для чего.
Дело в том, что лучшее советское военное кино было, прежде всего, о людях. О героях и антигероях с яркими, запоминающимися характерами. Оно содержало трогательные истории, волновавшие и потрясавшие своей искренностью и болью. Великое советское кино о войне было о высоких чувствах и утончённых взаимоотношениях.
Отличие нынешнего хорошего кино о той Войне в том, что оно реалистичней того, действительно великого, но во многом романтичного и идеалистичного. Такие фильмы как "Брестская крепость" Александра Котта, "28 панфиловцев" Кима Дружинина, и вот теперь "Ржев" - вызывают настоящий шок от натурально показанных сражений и реального поведения солдат и командиров. Хорошее современное кино о войне как бы дополняет то, советское, хотя, конечно, в целом не доходит до его высочайшего уровня.
При этом, в современных воистину апокалиптических картинах войны хоть и нет глубины и яркости характеров, нет такой духовной высоты, как в советских, но неподдельного патриотизма и нравственных императивов в нынешних нисколько не меньше, чем в фильмах прежней эпохи.
Двухчасовой фильм "Ржев" показывает всего один день не слишком часто упоминаемого раньше ржевского сражения, которое длилось около года. И то - перед нами предстаёт картина локального боя за небольшую деревню с участием роты красноармейцев. Но этот бой, по всем видимости, является уменьшенной копией той мясорубки, которая по свидетельству очевидцев была во всех сражениях при Ржеве.
Фильм начинается с атаки роты солдат на укрепившихся в деревне немцев, новой атакой этой же роты на уже взятую ранее и оставленную позднее деревню лента и заканчивается.
Натурализм сцены первой атаки, пожалуй, превосходит всё до сих пор показанное про войну. Половина роты погибает, солдаты перепрыгивают через колючую проволоку по трупам своих товарищей, политрук тащит за руку красноармейца, у которого оторвана половина туловища... Однако, рассказывать обо всём этом ещё тяжелей, чем смотреть.
Но реализм войны здесь не только в описании её ужасов. В персонажах тоже. Каждый герой фильма имеет не только свой характер, как это было в фильмах советских, но и свои убеждения. У ротного, политрука, интеллигента, уголовника, молодого парня, чекиста, "папаши" - у каждого из них своё особое мировоззрение.
Особенно интересны философии и меняющиеся взаимоотношения фанатично преданного закону особиста и простого солдата, по дурости взявшего немецкую листовку на "раскурку". Первый ведёт себя как полагается, второй, как настоящий русский человек - действует по совести. Первый ведёт второго по сути на расстрел, но это не мешает солдату, с его жизненной мудростью и добротой, спасать не в меру ретивого служителя органов. А особист убедительно объясняет, почему он так себя ведёт.
Очень важно, что каждый из героев неоднозначен - у каждого своя правда, у всех есть совесть и оправдательная аргументация. Даже у, казалось, безмерно жесткого военноначальника, отправляющего (с болью в душе) доукомплектованную роту на повторный штурм деревни есть своя железная логика. Он думает об общей победе в сражении, за которую приходится платить жизнью солдат отдельно взятой роты.
Фильм страшен и жесток, возможно даже чрезмерно. Но он всё о той же жертвенности нашего народа во время войны, о людях великой силы духа и благородства души, благодаря которым мы сейчас и живём.
Смотрите наше кино! Подписывайтесь на канал, чтобы читать об отечественном кино и делиться о нём своим мнением.