Найти тему
Сельская нива

Посвистишь, и все болезни уйдут. Молодое поколение возрождает русские народные ремесла

Однажды «за компанию» подруга пригласила семиклассницу Круто-Хуторской школы Яну Рожнову в кружок декоративно-прикладного творчества.

На занятиях, которые вела Нина Васильевна Лобеева, она впервые узнала, как из бесформенного куска глины рождается великолепная романовская игрушка, а на обычном льняном полотне появляется восхитительный орнамент народной вышивки.

Добрый наставник

В кружок поначалу записалось много ребят. Но впоследствии остались единицы. Ушла и подруга Яны. Нелегкое это дело – лепить и вышивать. Тут не только большое терпение и усидчивость требуются. Душу нужно вкладывать. А Яна осталась. И даже окончив школу, юная мастерица продолжала брать мастер-классы у руководителя кружка. Повезло, что на пути встретился такой учитель.
Нина Васильевна с радостью делилась мастерством с одаренной ученицей. Обе не раз становились победителями престижных конкурсов. Яна – лауреат 1-й степени Всероссийских конкурсов изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Палитра ремесел» и «Хоровод традиций», лауреат 3-й степени III Межрегионального фестиваля-конкурса «Ты, душа моя, игрушечка!» в номинации «Глиняная игрушка».
Детское увлечение народными ремеслами переросло в дело жизни. После окончания школы она поступила в Липецкий государственный педагогический университет. Конечно, в институт культуры и искусства. Сейчас на третьем курсе. И свое будущее видит только в созидательной профессии. Лепить из глины и вышивать тамбурным швом – это и сейчас ее любимое занятие. Ни дня не проходит, чтобы Яна не взяла в руки глиняный комочек или крючок с нитками. И со своим первым наставником Ниной Васильевной продолжает творческое общение.

«Ты душа моя, игрушечка»

Уже восемь лет она лепит глиняную игрушку.
– Я влюбилась в романовскую игрушку сразу же, как только ее увидела, – рассказывает Яна. – На первый взгляд, это примитивная игрушка-свистулька. Но это, конечно, не так. Теплые округлые формы, нарядный декор в виде налепов, насечек, яркая сочная раскраска – всё это невероятно красиво. Игрушка, и в то же время нарядная декоративная статуэтка.
Первая игрушка, которую Яна слепила сама, был жаворонок – это самый простой сюжет в промысле. Потом из эластичной черной глины стали появляться собаки, быки, козел, царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, утки с россыпью утят. Затем коллекцию работ пополнили более сложные композиции: всадники-казаки, танцующие медведи.
– В романовской игрушке прослеживается интерес к жанровым композициям, – объясняет Яна. – Один из типичных сюжетов русского народного искусства – катанье в санях. Среди раритетных композиций – запряжка в один конь, когда все фигурки лепятся отдельно и соединяются узким длинным основанием, напоминающим полозья.
Эти игрушки Яна тоже лепила и не раз. Безусловно, есть в ее коллекции и традиционный сюжет барыни-романушки – образ берегини, хранительницы домашнего очага, продолжательницы рода. В романушке заложены черты местного колорита: игрушку лепят в народном романовском костюме, который состоит из красной кофты, яркой юбки, разноцветных атласных лент и яруса сверкающих бус. Не случайно в Липецкой области появилось выражение «как романушка», что означает «одета пёстро, безвкусно».

– В романовской игрушке насчитывается свыше 40 сюжетов, – рассказывает Яна. – У каждой – магический и обрядовый смысл. Наши предки причисляли игрушки к оберегам от сглаза и порчи. Считалось, если посвистишь в игрушку-свистульку, то все неприятности и болезни уйдут, и в дом вернутся покой и здоровье. Так, индюк якобы отпугивает злых духов от детей, бык – символ солнца, собака – охранитель, олень-древо – покровитель молодоженов, коза – успех в плодородии. По традиции народного искусства игрушки изображаются в профиль, а люди – анфас.

-2

Поездки не прошли бесследно

Как известно, романовская игрушка, традиционный русский народный промысел изготовления глиняных игрушек-свистулек, появился близ села Романово (сейчас Ленино). Название происходит от фамилии бояр Романовых, благодаря которым на берегу реки Воронеж выросло Романово-Городище. Окрестности поселения были богаты глиной, из которой стали делать посуду, а для души – игрушки со свистками, которые стали называть «романовскими».
Ранние игрушки датируются концом ХIХ века. С появлением промышленных образцов посуды гончарный промысел постепенно пришёл в упадок. А в 1940-х годах, с введением большого налога на гончарство, перестали лепить игрушку на продажу. Позднее на производстве романовских игрушек и вовсе поставили «табу». Этот своеобразный промысел стал возрождаться лишь в 1990-х годах. В 1995-м игрушка из Романово вышла на российский уровень, завоевав сердца почитателей декоративно-прикладного творчества.
С тех пор игрушки стали полноправными участниками различных фестивалей и выставок, хранятся в музеях России и за рубежом. А в селе Троицкое, что рядом с бывшим боярским Романово, открылся Центр романовской игрушки, который занимается сохранением и развитием традиционных промыслов Липецкого края.
За работой мастеров Центра романовской игрушки (ныне областной Центр событийного туризма) не раз наблюдала и Яна Рожнова.
– И мастера, и их работы, без преувеличения, уникальные, – говорит она. – У них я тоже многому научилась. Замечательно то, что мастер-класс здесь может получить каждый. Проводятся занятия и для подрастающего поколения. Это очень важно, когда детям уже со школьной скамьи и даже раньше прививают любовь к народному искусству. Я тоже впервые побывала здесь школьницей. И те поездки не прошли бесследно…

Лисички как настоящие

В этом учебном году творческая копилка Яны пополнилась авторскими керамическими изделиями. Она научилась работать на гончарном круге. По словам мастерицы, увлекательное это занятие. Помимо простейших изделий из глины (кружек, кринок, горшков, мисок и другой традиционной посуды), несущих практическую нагрузку, среди работ все больше появляются предметы, обладающие высокой культурной ценностью. Например, ваза для цветов, над которой Яна трудилась не один час, украсит любой интерьер.
После занятий в вузе и в выходные дни она спешит в гончарную школу «Колокол», где дает уроки по ручной лепке и гончарному делу.
– Романовская игрушка – это определенный набор образов, где авторских вымыслов быть не может. А в гончарном производстве наряду с традиционными формами можно привнести что-то свое, авторское. Например, поэкспериментировать с формой изделий, техникой нанесения рисунка, цветом глазури, – объясняет Яна причину нового увлечения.
Из глины она делает женские украшения: бусы, кулоны. Увлеклась лепкой авторских игрушек. Самые любимые – лисички, которые очень похожи на настоящие.

По старинным рисункам

– Творческая жилка у меня, скорее, от мамы, – рассказывает Яна. – Она отличная швея и вяжет профессионально. И меня научила. Оригами и квиллинг я тоже освоила с ее подсказками. Но и папа творческий человек, он строитель по образованию.
В школьном кружке Яна научилась не только лепить романовскую игрушку, но и вышивать тамбурным швом. Однако в отличие от лепки, где первой ее работой стала игрушка с самым простым сюжетом, в вышивке она начала с «высокого старта».
Первым вышила головной убор, который носили уроженки села Крутые Хутора. Потом был женский льняной костюм, состоящий из белой рубахи, красной юбки с фартуком, кокошника и башлыка с атласными лентами. Предметы костюма прошлых лет для образца собирались по частям: фартук – в Доме культуры, головной убор и рубаху – в школьном музее.
Большое впечатление на Яну произвел башлык с вышитым деревом. А дерево – это первый сюжет русской народной вышивки, которое означает и древо, и древо мира, и древо познания. С тех пор интерес к традиционным русским узорам только рос.

-3

Искусство в надежных руках

Вышивает Яна и полотенца по старинным рисункам. Когда-то такие рушники были в обиходе жителей сел Студеные Хутора и Крутые Хутора, других поселений Липецкого уезда.
– Я благодарна моей соседке Марии Семеновне Голиковой. Именно с полотенец, которые достались ей от бабушки, я срисовывала узор для своих работ. Каждый узор имеет определенное значение. Наши прабабушки ничего не делали просто так. Любой крестик, виток или символ на вышивке наполнен образным смыслом: радости, мудрости, долголетия, единения с природой.
Вышивают тамбурным швом обычно по рисованному узору. На Руси тамбурный шов известен с 18-го века. Однако в каждой области его называли по-разному: петельный, в накидку, цепочка и т.д. Выполняли хлопчатобумажной или льняной нитью, шерстью или шелком. Ткань помещалась в круглые пяльцы, которые напоминали бубен (тамбурин). Отсюда и название – тамбурный шов.
Когда-то вышивание было одним из основных занятий девушек. Вышивкой украшали многие предметы быта. Обычно изделия выполнялись из недорогих материалов, но каждое непременно отличалось высоким художественным мастерством.
Отрадно, что и сейчас народное искусство продолжает жить и совершенствоваться. Благодаря таким энтузиастам, как Яна Рожнова. А то, что работает эта хрупкая девушка не хуже своих прапрабабушек, говорят дипломы, полученные на высоких подмостках. Яна – обладатель золотой медали 8-х Молодёжных Дельфийских игр Липецкой области «Старт надежды», участница 18-х Молодежных Дельфийских игр России в номинации «Художественные ремесла», проходивших в Ростове-на-Дону.
Но и этим ее творчество не ограничивается. Она осваивает живопись, графику, работу с металлом и деревом (в частности трехгранно-выемчатую резьбу), лаковую миниатюру. В планах – овладеть основами композиции в графическом дизайне. И можно не сомневаться, что и этот вид искусства ей по плечу. Так что есть на кого равняться ее двум младшим братьям и сестренке, которые, по словам Яны, тоже творчески одаренные.

Больше интересного на нашем сайте: http://сельскаянива.рф