В последние 20–30 лет компьютерные технологии стремительно развиваются. Мир сегодняшнего ребёнка разительно отличается от того мира, в котором выросли мы и наши родители. Современные дети уже играют не в «резиночку», лапту, и «море качается раз».
Часто даже игру в куклы и в машинки им заменяют компьютерные игры. Они копируют поведение, внешний вид и привычки компьютерных персонажей. Истории, представленные в играх часто воспринимаются за реально произошедшие. Игры, фильмы, телевизионные передачи – всё это оказывает сильное влияние на формирование системы ценностей и на убеждения подрастающего поколения.
В данной статье мы будем исследовать взаимодействие маленького человека и компьютерных игр, влияние компьютерных игр на детей, несут ли интерактивные игры вред, как и почему формируется зависимость, и какое воздействие оказывают такие игры на психику и здоровье ребёнка.
Вред или польза?
Вы удивляетесь – может ли быть польза? Вполне, может. У каждого явления есть по крайней мере две стороны. И если чётко фиксировать и контролировать время, проведённое за компьютером и тщательно отбирать разрешённые для вашего ребёнка игры, то вполне можно помочь развитию памяти, скорости реакции, натренировать мелкую моторику, изучить информацию о животных, растениях, других странах и космосе. Любому здравомыслящему и любящему ребёнка взрослому под силу сделать из компьютера доброго помощника и свести к минимуму вред.
Родителям важно знать и помнить, что игры, в которых есть сцены насилия, убийства, жестокости по отношению к монстрам и особенно людям, способны значительно увеличить агрессивность ребёнка. Часто родители не знают и не интересуются во что играют их дети. Многие также не ограничивают время для копьютерных игр. А ведь агрессивность, вспыльчивость или замкнутость и тревожность ребёнка прямо пропорциональна тому времени, потраченному на игры в различные стрелялки, страшилки. Такие дети и подростки чаще вступают в споры и конфликты с учителями, родителями и одноклассниками, дерутся, у них ухудшаются оценки, падает интерес к учёбе в целом.
Также сильно влияют вроде вполне безобидные, игры, в которых, например, при вождении автомобиля не возбраняется сбить несколько прохожих и они вполне красочно разлетаются на куски с брызгами крови. Иногда за это даже добавляются очки. И ребёнок привыкает не ценить человеческую жизнь, для него на подсознательном уровне может стать нормой убийство ради победы, выполнения миссии игры или даже для забавы – ведь они тут же возникают снова, никакой беды и трагедии нет!
По данным проведённых исследований девочки-подростки играют в компьютерные игры в 2–3 раза меньше мальчиков. И именно мальчики гораздо чаще попадают в зависимость от интерактивных игр.
Как возникает зависимость
Часто взрослые помогают прямо или косвенно сформировать неадекватный интерес ребёнка к гаджетам. И это влечение, тяга становится настолько сильна, что дети «забывают» о прогулках, об общении со сверстниками, чтении и даже других играх. Как же мы, родители, можем это сделать?
Например, мама или папа, могут играть сами на глазах маленького ребёнка. Помните, что дети подражают нам и часто почти младенец уже может нажимать нужные кнопки, удивляя и восхищая своим «развитым интеллектом» своих родителей. Или родителям нужно на время отвлечь, успокоить ребёнка и они сажают его перед компьютером. Если это повторяется часто, то может привести к зависимости.
Многие родители понимают вред от «стрелялок» и стремятся заинтересовать ребёнка логическими, графическими, развивающими играми, где можно порисовать, сделать открытку-поздравление, изменить по своему вкусу фото или даже видео. Однако, если при этом предоставить ребёнка самому себе за компьютером и позволять играть ему столько, сколько ему хочется, то зависимость всё равно может сформироваться.
Некоторые родители разрешают поиграть своему чаду в качестве мотивации, некоего вознаграждения за хорошие оценки, за убранные игрушки, за то, что хорошо себя вёл в гостях. И такие параллели тоже наносят большой вред и могут сформировать зависимость
Профилактика компьютерной зависимости
Для маленького ребёнка лучше приобрести отдельный «детский» компьютер. В таких устройствах нет лишних соблазнов. И есть возможность установить только полезные и необходимые программы и игры. Ну и, конечно, не стоит самим играть на глазах ребёнка в те игры, которые ему запрещены.
Проводите с ребёнком больше времени, обнимайте его, искренне интересуйтесь его жизнью, время от времени играйте вместе и в компьютерные и в реальные игры. Найдите те занятия, которые будут развивать и радовать вашего ребёнка. И тогда немного виртуальных игр совсем не повредит.
Ну, а если вы видите, что зависимость уже сформировалась, то обращайтесь к психологу.