Найти в Дзене
#господинхороший

Как Ося и Киса на «Царице» рисовали, рисовали, да не вырисовали…

Отрывки из фильма "12" стульев" Леонида Гайдая

А как все прекрасно начиналось!!!

В 1899 году со стапелей нижегородского Сормовского завода обществом «По Волге» был спущен белоснежный колёсный пароход «Царица» («Миссисипи» и «Н. Бенардаки»), с паровой машиной в 900 л.с., две палубы и рассчитанный на 790 пассажиров и 374 тонны груза. Его размер – 90 метров в длину, 17 в ширину. Интерьеры кают из красного дерева, мрамора и бронзы.
«Царица» быстро зарекомендовала себя как надежный и удобный пароход.
По его подобию в 1914 году на том же Сормовском заводе выпустили ещё два больших колёсных парохода, названные «Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна», в честь дочерей Николая II. Так на волжских линиях «Нижний Новгород – Астрахань» стало курсировать целое «царское семейство».

Да простят меня читатели, но не могу удержаться и не сообщить о таганрожце Дмитрии Егоровиче Бенардаки, который основал множество заводов и фабрик, в том числе и знаменитый Сормовский завод. О нем я немного написал в статье:

«Гоголь писал «Мертвые души в кокошнике». На то он и Гоголь...»

И кто бы мог предположить, что вся троица пароходов войдет в историю российского кино!

«Великая княжна Ольга Николаевна» станет «Володарским» и его снимут в фильмах:
«Хождение по мукам» (1971) как «Фёдор Достоевский».
«Васса» (М.Горький «Васса Железнова») как «Николай Железнов» (до революции) и «Красный богатырь» (после революции).
«Жестокий романс».

«Великая княжна Татьяна Николаевна» станет сперва «Карл Маркс», а потом – «Спартак» и снимется как паратовская «Ласточка» в фильме «Жестокий романс» Эльдара Рязанова.

Но речь далее пойдет не о «княжнах», а о первом из них – о «Царице», пароходе с трагической судьбой.

Благополучно проходив по Волге много лет, он 14 июня 1914 года напротив пристани Сундырь (Мариинский Посад) имея 500 пассажиров и почти 14 тысяч пудов груза попадёт в первую беду – на его борту случится большой пожар. Охваченное пламенем судно практически погибнет. Было много человеческих жертв. Об этом так напишут в газетах: «Пароход шел полным ходом вверх по Волге, Ночь. Все спят, в том числе и вахта на палубе. Огонь в кормовом пролете увидели с плотов и подняли крик: «На «Царице»! Вы горите! Горите! Пожар!» В штурвальной рубке услышали, да и дым повалил из пролета. Началась борьба с огнем. Командир Ф. Я. Назаров для спасения пассажиров успел отвести пароход к левому берегу, на мелководье. В течение 20 минут огонь поглотил надстройку судна. Несколько человек погибли в огне и утонули. Причины пожара: легковоспламеняющийся груз, курящие пассажиры IV класса и заснувший на вахте матрос».

После пожара только в 1920-м, но уже под именем «Богатырь», пароход продолжит курсировать по реке. В 1926 году от имени «Богатырь» откажутся в пользу политически актуального «Григорий Зиновьев» (тот самый Зиновьев, с которым Ленин прятался в шалаше в Разливе). Но и «Зиновьевым» выйдет неувязка – в 1929 году, когда начнется политический закат этого политического деятеля, пароход переименуют и уже окончательно в «Чичерин» в честь первого наркома иностранных дел СССР.

Георгий Васильевич Чичерин (1872-1936) и Григорий Евсеевич Зиновьев (1883-1936)
Георгий Васильевич Чичерин (1872-1936) и Григорий Евсеевич Зиновьев (1883-1936)

К середине 1930-х годов водный туризм становится в СССР популярным видом отдыха. По рекам курсируют сотни пароходов. В их числе и «Чичерин» (порт приписки Сталинград) по маршруту «Горький–Астрахань» (скорая линия Нижневолжского речного пароходства).

Во время Великой отечественной войны он служит в качестве корабля Войск воздушного Наблюдения, Оповещения и Связи в рядах Каспийской флотилии. А после войны вновь вернулся на Волгу.

«1 октября 1954 г. после капитально-восстановительного ремонта из затона "Память Парижской коммуны" вышел пароход «Чичерин». Пароходу сменили корпус, поставили новую надстройку, произвели продольное и поперечное крепление. 7 октября «Чичерин» отправился первым рейсом в Астрахань».

Но в 1959 году беда приходит второй раз...

Вот что напишет внук капитана «Чичерин» Леонида Ивановича Митрофанова: «В 1959 г. под Тетюшами на пароход «Чичерин» ночью налетел сухогруз, где команда в полном составе отмечала свадьбу. 4 пассажира «Чичерина» погибло. Капитану сухогруза дали 8 лет, капитана «Чичерина» Леонида Митрофанова оправдали, он вскоре умер от инфаркта».

Пароход отремонтировали он продолжил бороздить речные волны.

В 1971 году наступил звездный час «Чичерина» – его выбрали для съемок в фильме Леонида Гайдая «12 стульев» в роли агитпарохода «Скрябин», на котором Остап Бендер и Киса Воробьянинов должны будут нарисовать плакат «Сеятель», но самое главное – отыскать восьмой стул из гарнитура работы мастера Гамбса.

«Кто же написал «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок»?

Съёмочная группа на «Скрябине» отправилась вниз по Волге до города Работки, где снимались эпизоды «в Васюках». На самом пароходе сняли эпизод, когда Остап и Киса рисуют плакат, воруют восьмой стул и другие. В Работках была снята «пристань Васюки» и погоню шахматистов-любителей за Бендером и Воробьяниновым.

В 1973 году пароход был отправлен на профилактические работы в док затона «Память Парижской Коммуны» где он вновь пострадал – частично сгорел, после чего был списан.

Отрывок из статьи в «Таганрогской правде» в 1977 году

«В Таганрогском порту появился необычный для нашего времени пассажирский пароход «Чичерин»… По инициативе Таганрогского городского комитета партии и исполкома горсовета при нашем отделе института «Ростовгражданпроект» создана группа проектантов, в которую вошли специалисты различных профессий для разработки проекта реконструкции этого судна под гостиницу и ресторан.
Предстоит большая интересная работа. Прежде всего необходимо выбрать место стоянки парохода, способы установки его на «мертвый якорь», продувать, как обеспечить теплоснабжение, электрификацию, водоснабжение и канализацию, связь и так далее. Значительный объем проектных работ предстоит выполнить архитекторам.
Намечено в корпусной части парохода разместить весь комплекс подсобных помещений
для гостиницы и ресторана, а на обеих палубах в корме создать гостиничные номера, в носовой части будет ресторан с эстрадой. Банкетные залы предполагается расположить в помещениях гребных колес. На тентовой (верхней) палубе намечено сделать летнее кафе - бар и использовать ее как прогулочную видовую площадку.
Бакинскими специалистами разработан проект Комсомольской набережной. Там, в районе старой Каменной лестницы, и будет установлен у нового пирса после реконструкции пароход - ветеран. Название ему пока ещё не дано. Ждем предложений от таганрожцев
.

Е. Николенко, руководитель проекта реконструкции парохода.

Рисунок Е. Николенко.
Рисунок Е. Николенко.

Интересно, что в Таганроге был кинотеатр «Антей» переделанный из самолета. Проработал он с 1976 по начало 80-х.

кинотеатр «Антей» в Таганроге
кинотеатр «Антей» в Таганроге

Так умирают пароходы…

Но, к сожалению, проект не был осуществлен. Сперва застопорилась работа с документацией, потом в 1982 году пост 1-го секретаря Таганрогского горкома КПСС оставил Борис Федорович Зубрицкий (1930-1994), главный вдохновитель проекта гостиницы-ресторана, который был для города, как оказалась, по настоящему незаменимым руководителем. Это при нем была намыта центральная часть Пушкинской набережной напротив Каменной лестницы, создан «Литературный музей», музей «Лавка Чеховых», музей «Градостроительство и быт г. Таганрога», построены мясокомбинат, хлебозавод № 3, мощный домостроительный комбинат. Была полностью решена проблема с детсадами и яслями.

Потом началась Перестройка и было уже не до парохода. В те годы ни ремонта, ни профилактики корабль не видел. Его стали разворовывать на части изнутри и снаружи. А в начале 90-х случился очередной пожар и его стали просто резать на металл.

Как-то, Никита Михалков, рассказывая про съёмки фильма «Солнечный удар» популярно объяснил, почему он снимал Волгу в Швейцарии: – Да просто у нас в стране, в отличии от Швейцарии, больше нет колесных пароходов. Есть один – «Николай Васильевич Гоголь», да и тот на Северной Двине.

Мы просто погубили как сущность прекрасные материальные памятники науки и техники.

Теперь что осталось от «Чичерина» лежит в порту Таганрога у внутренней стороны Южного мола. По мнению специалистов Санкт-Петербургского «Фонда поддержки, реконструкции и возрождения исторически судов», восстановление парохода не имеет смысла, поскольку проще построить подобное судно заново.

Так закончилась бурная и трагичная судьба «Царицы»…