30 апреля в Париже скончался барабанщик Тони Аллен. Ему было 79 лет. Тони Аллен придумал стиль афробит вместе с мультиинструменталистом и композитором Фелой Кути. В середине 60-х Аллен и Кути начали играть вместе в пыльных клубах Лагоса с оглядкой на американских хард-бопперов. Попутно Аллен слушал записи Арта Блейки и Макса Роуча и искал новый стиль.
Постепенно Аллену и Кути удалось соединить огненную ритмику нигейриского хайлайфа и ломанные джазовые аранжировки в новую неслыханную музыку. Так родился стиль афробит и появилась великая группа Africa'70. В Africa'70 Кути феерил на передней линии, Аллен во фронтмены не лез и держался в тени, но ритм и стиль держал в своих расслабленных руках. Кути это признавал, и ему принадлежит фраза о том, что без Аллена не появилось бы афробита. И, конечно, без Тони Аллена ритм не зазвучал бы так естественно. Ведь во время его игры, ритм переставал быть действием и превращался в состояние, в единственно возможный способ бытия.
В 1975-1979 годах с группой Africa '70 Тони Аллен записал три десятка пластинок, включая классические "Shakara", "Expensive Shit", "Sorrow Tears" и "Blood and Zombie". Также вместе с Кути Аллен выпустил три альбома под своим именем: "Jealousy" (1975), "Progress" (1977) и "No Accommodation For Lagos" (1979).
В 1984 Аллен году эмигрировал в Лондон, а после перебрался в Париж. Аллен продолжил развивать идеи афробита с Кинг Санни Аде, Рэй Лема и Ману Дибанго, экспериментируя с электроникой и фанком.
Помимо этого Аллен примерял свой стиль, в котором сочитались "машинная" точность и природная легкость, на популярных исполнителей: Себастьена Телье, Шарлотту Генсбур, Air, Zap Mama и других.
С 2006 году Тони Аллен начал сотрудничество с Деймон Алборном в составе в The Good, the Bad & the Queen, c которой записал два альбома. Первая одноименная пластинка оказалась блистательной.
Когда Тони Аллена попросили рассказать о стиле игры, он ответил следующее:
"Я стремлюсь к тому, чтобы мои барабаны пели и звучали как оркестр. Я не бью по ним. Вместо того, чтобы бить, я стараюсь быть с ними нежным. Если вы нежны со своей женой, то и она будет мила с вами; но если вы бьете жену, уверен, что она станет вашим злейшим врагом."
В 2017 году Аллен записал для лейбла Blue Note требьют своему кумиру Арту Блейки.
А в этом году выпустил совместный альбом с Хью Мазекелой "Rejoice!", который пролежал на полке десять лет, а когда в 2018-м Мазекела умер, Аллен доделывал его в одиночку. И сделал "Rejoice!" теплым и пронзительным, мудро лишенным многозначительности и выстроенным как диалог понимающих друг друга без лишних слов музыкантов.
Люблю пересматривать видео, как Аллен приходит в затемненную студию, проверяет тарелки, тщательно выбирает палочки и начинает играть. Никакой суеты в движениях, отрешенный взгляд и неподвижное лицо, которое на мгновение озаряется счастливой улыбкой. И только ритм, ничего кроме ритма.
Покойся с миром Тони. Мы будем по тебе скучать.