Найти тему

COVID-19 vs турагентства: «контрольный выстрел в голову»?

Доброго вам дня, уважаемые читатели Яндекс.Дзен!

Приветствую вас на канале «Инвестиции и здравый смысл».

Сегодня мы завершаем наш цикл статей из рубрики «Наиболее пострадавшие от COVID-19 отрасли экономики».

Обсудив с вами ранее ситуацию у мировых авиакомпаний, крупнейших международных операторов круизных лайнеров, а также глобальных гостиничных сетей, я решил переключиться на тематику туроператоров, турагентств и сервисов онлайн-бронирования отелей.

Фото заимствовано у сервиса Shutterstock.com
Фото заимствовано у сервиса Shutterstock.com

Почему именно на них?

Так сложился определенный, но непродолжительный этап моей молодости, благодаря которому сфера туризма не является для меня совсем уж чужой.

Будучи студентом четвертого курса одного из столичных ВУЗ'ов и отчаянно нуждаясь в деньгах на «карманные расходы», в июне уже далекого 2010 года я устроился на подработку в одно из небольших туристических агентств в качестве курьера.

Это было относительно спокойное время: острая фаза глобального экономического кризиса 2007-2009 гг. уже завершилась, но ее отголоски все еще ощущались. Так, зимой 2010 года в арбитражный суд подала заявление о своем банкротстве одна из крупнейших компаний отрасли — «Капитал Тур».

Хотя сейчас, глядя на все происходящее вокруг, кто из нас не скажет, что не ностальгирует по тем временам?

Семейный бизнес принадлежал дальней родственнице. Небольшой, но уютный офис располагался в пределах Садового кольца. Коллектив подобрался хороший: сплоченный и дружный. Заработная плата была «средняя по рынку». Выплачивали ее исправно и в срок.

Прибавьте сюда «гибкий» рабочий график, отсутствие необходимости постоянно находиться запертым в четырех стенах в офисе, а также долю присущей профессии курьера «романтики».

Каждый день я открывал для себя ту Москву, которая располагалась вне «спального района», в котором я в то время проживал и пределы которого достаточно редко покидал.

Новые места, новые маршруты, новые люди, новые знакомства …

В общем и целом, для себя я находил в работе больше «плюсов», чем «минусов».

Усталость, которая накапливалась за день, на следующее утро отступала, и я опять был готов к новым «марш-броскам».

Фото заимствовано у сервиса Shutterstock.com
Фото заимствовано у сервиса Shutterstock.com

Уже тогда, пусть и неглубоко, но все же погрузившись во внутреннюю «кухню» туристического бизнеса, я, «шагая по Москве», визуально не мог не заметить, что рынок турагентств близок к перенасыщению, по крайней мере, в столице.

  • По данным «Росинфостата» и информационного сервиса 2ГИС, в России в 2010 году насчитывалось 9133 туристических агентств, из них — только в одной Москве свыше 3500.

Количество туристических агентств на один квадратный километр, по ощущениям, просто «зашкаливало» и уступало разве что количеству салонов красоты.

В те редкие часы, когда я все же был вынужден находиться в офисе, я наблюдал, как потенциальные клиенты обращаются в турагентство, желая получить услугу «под ключ»: в одном месте выбрать направление, гостиницу, авиакомпанию, заполнить и подать анкеты на получение въездной визы и т.д.

И больше по этому поводу не «заморачиваться», а спустя несколько дней получить уже готовый пакет документов.

Несмотря на то, что, работая в турагентстве, при планировании отпуска я всегда мог обратиться к своим коллегам за содействием, в реальности я никогда этого не делал.

Благодаря, в том числе, влиянию моей супруги, которая скептически относилась к услуге «под ключ», и привыкла все делать самостоятельно из-за желания сэкономить, мы напрямую связывались по электронной почте с менеджерами интересующего нас отеля, бронировали таким образом гостиничный номер, покупали на сайте авиакомпании билеты на самолет, собственноручно заполняли все необходимые документы и «на своих двоих» отвозили их в консульство.

Как ни странно, но так действительно выходило и быстрее и дешевле.

Фото заимствовано у сервиса Shutterstock.com
Фото заимствовано у сервиса Shutterstock.com

Затем наступила «эра расцвета» онлайн-сервисов, благодаря которым всего в несколько «кликов» можно было забронировать и оплатить авиабилеты и/или тот же номер в гостинице.

На одном из таких сервисов мы с вами и остановимся и поговорим о нем, как об объекте для инвестирования на фондовом рынке.

Речь у нас с вами пойдет о …

Booking Holdings Inc. — о компании, которая на текущий момент является мировым лидером в предоставлении услуг онлайн — бронирования отелей и не только.

Booking.com — это «продукт» технологического прогресса, который оптимизирует коммуникативные цепочки, связывающие продавца и покупателя соответствующих услуг.

Это закономерный результат эволюции, который поступательно выдавливает с рынка лишние звенья цепи, то есть посредников между заказчиком и исполнителем.

Для туристического бизнеса в упрощенном виде указанная цепочка выглядит следующим образом:

«Отель — туроператор — турагентство — клиент».

Бизнес Booking.com «бьет» прежде всего по тем, кто находится в середине данной цепи, и, в первую очередь, по турагентствам.

По данным все того же 2ГИС, количество представителей сектора, не выдерживающих конкуренцию друг с другом, а также с онлайн-сервисами, неуклонно сокращается с 2014 года со средними темпами — 10% в год.

Пандемия COVID-19 значительно ускорит эти процессы.

Но вернемся к Booking Holdings Inc. и взглянем на компанию глазами инвестора:

P/E — 13

P/S — 4

Рентабельность чистой прибыли — 32%

Рентабельность EBITDA — 45%

Общие обязательства / акционерный капитал — 2.6

Общие обязательства / EBITDA — 2.2

Коэффициент текущей ликвидности — 1.8

Коэффициент ДДЭ / краткосрочные обязательства — 1.2

Как мы с вами видим, у Booking Holdings Inc. весьма сильные показатели, а также привлекательные коэффициенты, что делает компанию отличным выбором для тех, кто хочет не только воспользоваться временным спадом на рынке и заработать на восстановлении котировок, но и приумножить свой капитал в долгосрочной перспективе.

На момент написания данной статьи акции Booking Holdings Inc. торговались на 40% ниже ценовых значений, достигнутых 10 января с.г. — до начала масштабного снижения фондовых индексов из-за пандемии COVID-19.

Данные на основе годовых отчетов (2019 год). Коэффициенты - апрель 2020 года.
Данные на основе годовых отчетов (2019 год). Коэффициенты - апрель 2020 года.

P.S. Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок сегодняшней статьи, скажу, что, возможно кто-то из турагентств и сможет выжить, но, к сожалению, это точно не будет то из них, которому я отдал год своей трудовой деятельности.

Общаясь на днях с бывшими коллегами, я узнал, что руководитель турагентства в ситуации «обнуления» спроса на туристические услуги была вынуждена отправить сотрудников в неоплачиваемый отпуск, отказаться от дорогостоящей аренды, по сути, поставив «точку» в более чем 15-летней истории семейного бизнеса.

Что это, если не «выстрел в голову»?

На этом на сегодня все!

Спасибо за ваше внимание.

Подписывайтесь на канал,

вступайте в сообщество «Инвестиции и здравый смысл».

До новых встреч,

Пока!