Чарльз Ворт был первым модельером, который начал диктовать свои правила игры в мире моды. Он первый, кто сделал работу манекенщицы, как минимум, не осуждаемой
Трудный путь к признанию
Чарльз Ворт родился в 1825 году в семье местного стряпчего, который позже бросил своих пятерых детей и жену. Постепенно становилось всё хуже. Им приходилось в прямом смысле слова выживать, терпеть унижения и мириться с недостатком денег. В такой обстановке будущий кутюрье понимал, что такая жизнь не для него. Он уговорил свою мать отпустить его в Лондон, где он намеревался построить новую жизнь и вкусить всё её прелести. В поисках лучшей жизни он оказался в 1838 году в «Swan & Edgar», в «Lewis & Allenby» в 1845 году. Проработав в магазинах тканей, он начал отлично в них разбираться и усвоил для себя одно – его жизнь отныне будет связана именно с модой. Однако разве Лондон подходит для моды ?Конечно, нет. И Ворт переезжает в столицу моды, в Париж. Он не знал ни слова по-французски, но разве это было важно человеку, в котором всем пламенем горит его же идея? Он начал работать в Рю-де-ля-Пэ - в далеко не самом престижном для модников районе. Но Ворт шил одежду, ориентируясь на потребности женщин из светского общества. В зависимости оттого, какого сословия был человек, его костюм должен был соответствовать именно ему. Когда творил Чарльз Фредерик Ворт в моде царствовала роскошь и стиль рококо с его гиперболизированным стремлением к декору. Рококо – это кокетливый и флиртующий стиль. Название «Рококо» произошло от французского термина «rocaille», которым обозначали декоративные камни или ракушки, ведь первоначально этот стиль был использован в интерьере, а уже после в одежде .Модельер в своей работе наиболее ярко отразил дух и атмосферу того времени. А уже 1871 году открывается House of Worth.
Личная жизнь
Чарльз Фредерик Ворт и его жена Мари — одна из самых интересных пар Франции XIX века. Он – отец моды, она – первая манекенщица и его вечная муза. Он творил чудеса с нарядами женщин из светского общества, но все мало когда отмечают, какую роль в этом процессе сыграла его единственная жена Мари Верне. Изначально профессия Мари принадлежала исключительно мужчинам. Портные наряжали актеров театра в вещи, созданные в ателье, и отправляли в места столпотворений, рассчитывая на внимание и интерес прохожих. А вот уже женскую одежду демонстрировали на куклах. Само слово «манекен» пришло во Францию из Голландии в XIX веке, впервые оно было использовано журналистом «le parisienne» в 1870 году и носило негативную окраску. В основном наряды можно было увидеть именно на манекенах в магазинах, а если девушка демонстрировала на себе платья, то её называли«мадемуазель при магазине».
В момент их знакомства девушка работала в «Maison Gagelin». Он начал придумывать наряды для своей возлюбленной. Уже добившись успеха, Ворт демонстрировал свои наряды на своей жене, и, как ни странно, этому примеру последовали другие кутюрье того времени, отбросив предрассудки. Гуляя по стратегически важным местам, Мари приковывала к себе взгляды, заполучая их не только своей невероятной красотой, но и великолепными нарядами. Однажды, Мари появилась на скачках в шляпке без «баволе» (кусок ткани, закрывавший затылок и шею). Многие негативно отнеслись к такому нововведению, кроме Паулин де Меттерних, светской львицы. Благодаря её одобрению все стали носить эти шляпки. Однако его единственная и главная манекенщица не всегда соглашалась выходить в свет в том, что шил для неё муж. Так, один раз Чарльз украсил её голову живыми анютиными глазками. Мари плакала и напрочь отказывалась находиться на светском вечере в этом, но благодаря уговорам мужа все-таки согласилась и опять, как обычно это и бывало, блистала среди дам высшего света и была самой стильной и искусно одетой женщиной того вечера. Их прекрасная пара создавала гармоничный тандем. Они оба любили друг друга и семейный бизнес. Он держался на таланте Ворта и невероятной красоте Мари.
Нововведения Ворта.
Его платья были сложным произведением искусства. И на каждом из них кутюрье решает делать своего рода«отметку». Каждое изделие было с ленточкой с названием бренда, чтобы предотвратить копирование. Но такие платья было очень и очень сложно повторить, потому что каждое из них было настоящим произведением искусства.
Настоящая слава House of Worth началась после одного государственного бала. Точней с платья, в котором вышла жена австрийского посла. Её наряд был украшен цветами, розовыми сердечками, серебряными блестками, а также пучками зеленой травы. Такой необычный облик понравился императрице Евгении, жене Наполеона III. Она заинтересовалась таким важным изобретением, как кринолин. Ворт изобрёл кринолин из лёгких металлических обручей, соединённых между собой прочными лентами, конструкция имела форму абажура. Кринолин служил своего рода пьедесталом для торса с маленькой головкой, покатыми плечами и осиной талией. Кринолин делал фигуру женщины поистине грациозной и торжественной.Вскоре весь высший свет мечтал одеваться именно у Чарльза Ворта.
Но как обычно это бывает, перемены не заставили долго себя ждать и уже в 1867 году Ворт предлагает дамам турнюр. Он стал невероятно популярным и держался на этом пике славы около десяти лет. Он представлял собой юбку, высоко (на 12-13 см) присборенную сзади в складки, воланы или оборки. Такая юбка держалась на волосяной подушечке, ватном валике или каркасе из изогнутых на ягодицах обручей. Это изобретение необычайно украшалось лентами, цветами, бархатом, бантами и разными видами цветов. Эта деталь также как и кринолин с годами имела тенденцию к увеличению в размерах. Некоторые были настолько велики, что дамы придумали скрывать в них маленькие складные стульчики, на которых могли в любое время отдохнуть.
Более того, еще одним великолепным изобретением Вортабыло платье со сменными лифами. Полноценный наряд, как правило, состоял из классической длины юбки, закрытого лифа с длинными рукавами, лифа без рукавов, и с большим декольте, и лифа с небольшим V-образным вырезом. Каждый образ был предназначен для разных целей, и дама могла оперировать ими, как ей угодно, при этом всегда оставаясь элегантной и уникальной.
Чарльз Ворт поистине - отец моды. Каждый год его дом выпускал новую коллекцию одежды. Благодаря этому мода начала развиваться гораздо быстрее, чем раньше. Он начал шить не по заказу женщин, а по своим эскизам для них. В его наряды одеваются представители сразу девяти королевских домов.
Также в 1868 году Чарльз Фредерик Ворт основал в Париже Синдикат высокой моды. В эту организацию были включены салоны, в которых одевались представители общественной элиты. Синдикат существует и по сей день, но модельеры, которые в него входят, могут именовать себя гордым званием Кутюрье. Для того, чтобы войти в их круг,необходимо владеть модным Домом в Париже и показывать свои коллекции на Парижской Неделе Моды два раза в год. Члены Синдиката создают свои изделия ручным способом, лишь 30% машинных строчек может присутствовать в таком изделии.