Теория цвета - она из самых сложных и объемных в области декоративно-прикладного и художественного искусства. Это микс из оптики, механики, химии, психологии и культурологии. Менее страшно сейчас не стало никому, кроме того, кто и так это знал, но это первый шаг. Знание разрушает страх.
Абсолютному большинству людей при выборе сочетания рубашки с брюками или обоев с диваном вообще не нужно знать, что цвет зависит от длины волны у луча света, который отразился от поверхности вашего воротника. Однако важно понимать, что цвет образовывают луч света и поверхность, на которую он падает. Поэтому один и тот же цвет на поверхностях разных материалов будет отражаться по-разному и впечатлять будет разными оттенками в разном освещении.
Для стилистики цвет - также один из трех несущих китов, но за месяц в школе стиля этому не научишься, поэтому в сообществе регулярно сжигают цветоведьм или обращаются в церковь свидетелей цветотипа.
Я предлагаю разобраться по частям и начать с главного - отношений между цветами, выраженных одним главным параметром.
У цвета самого по себе есть два параметра: яркость (светлый-темный) и насыщенность (насыщенный/яркий-блеклый).
Когда цвет попадает в общество к другим цветам, в силу вступает третий параметр - контраст. Он и становится самым главным, потому что определяет отношения между цветами. Именно за счет контраста мы понимаем, насколько каждый цвет уникален и чем он отличается от остальных, насколько гармонично он взаимодействует в обществе остальных цветов.
Контрастов есть семь видов:
- контраст по цвету
- тональный (контраст светлого и темного)
- контраст холодного и теплого
- контраст дополнительных цветов
- симультанный контраст (сходству)
- контраст по насыщенности
- контраст по площади цветовых пятен
1. 🔴🔵🟡 Контраст по цвету - самый простой. Его легко увидеть на цветовом круге. Основные цвета: Красный, синий и желтый наиболее контрастны между собой среди хроматических цветов. Среди ахроматических (без пигмента) - это черный и белый.
2. ⚪️⚫️🔘 Контраст по тону - контраст между светлым и темным. Он может быть не только между красным и зеленым или синим и оранжевым, но и между бледным и темным желтым, темным и светлым зеленым, красным, серым и любым другим. Он может быть как сильным, так и слабым, между двумя похожими оттенками. Но все еще контрастом. Однотонные наряды и интерьеры в разных оттенках серого и бежевого строятся именно на тональном контрасте. Иногда с добавлением цветового в виде цветной обуви, сумочки или фикуса.
3. 🔴🟣 Контраст холодного и теплого. Тоже, вроде, известная штука. Холодный цвет - тот, что имеет в подтоне синеву, теплый - цвет, под которым будто проложили тонкую прослойку желтого.
4. 🟡🟣 Контраст дополнительных цветов. Дополнительные цвета возникают от смешивания основных. Синего, желтого и красного. См. цветовой круг, картинка 2. Контраст получается, когда один основой цвет сочетают с дополнительным, который получился от смешивания остальных основных. Например, желтый - фиолетовый, синий - оранжевый, красный - зеленый.
5. ◻️🟩◻️🟪 Симультанный контраст - мой любимый, рождается за счет устройства глаза, который всегда стремится к гармонии. Там, где наш глаз видит основной цвет, он автоматически стремится увидеть дополнительный, который рожден за счет смешения двух оставшихся цветов триады. И если его там нет, глаз его там себе !нарисует». Попробуйте задержать взгляд на синем объекте секунд на 30 и потом закрыть глаза - вы увидите оранжевый «след». Явление хорошо видно, если на зеленом, оранжевом фиолетовом фоне разместить одинаковые серые квадратики. Они будут казаться разными: красноватым, синеватым и желтоватым соответственно. Как это использовать в жизни: когда подбираете оттенки одежды возле лица, косметику и увет волос. Если, например, у вас бледная кожа с холодным подтоном, имейте в виду что красные, желтые и оранжевые оттенки могут подчеркнуть вашу аристократическую бледность. И выбирайте, нравится вам это или нет. Возможно, будет лучше выбрать румяна потеплее, или яркую помаду, или выбрать яркую юбку, а кофточку взять понейтральнее. Про симультанный контраст еще поговорим отдельно, это очень объемная тема.
6. 🟡🟠 Контраст по насыщенности. От блеклых до чистых и насыщенных. Это похоже на контраст светлого и темного, только насыщенность цвет может терять за счет светлого подтона, темного подтона, примешивания дополнительных цветов.
7. 🔺🟢 Контраст по площади цветовых пятен: если коротко, то какое пятно больше - тот и главный. Есть разделение на более и менее активные цвета, и два одинаковых по размеру пятна разного цвета не одинаково активны. Но тут можно разобраться за счет интуиции и собственного вкуса.
Если так случилось, что вы дочитали этот пост до конца, оставьте мне пожалуйста сигнал об этом в комментарии и я продолжу свои цветовые истории дальше.
Чтобы потренироваться различать оттенки и находить интересные сочетания, рекомендую поиграть в приложения I love hue и Gradient. Пока-пока.
Я в: