Найти тему
Ленинка

Как был устроен военный госпиталь в Инкерманских штольнях

Медсанбат занял часть Инкерманских штолен под Севастополем в середине ноября 1941 года и за 5 месяцев вырос в большое и хорошо оборудованное лечебное учреждение стационарного типа.

О его устройстве рассказывает военврач II ранга В. Г. Любарский в книге «Военная медицина в условиях обороны Одессы и Севастополя».

Госпиталь находился на глубине 90 — 150 метров под скалами.

Одновременно с близостью к фронту медсанбат отличался своей полной безопасностью и создавал условия для совершенно спокойной медицинской работы, так как в штольнях не было слышно ни пулеметных очередей, ни разрывов мин, ни даже звуков от разрывающихся вблизи артиллерийских снарядов.

Весь госпиталь освещался электрическими лампами — для хирургической операции было задействовано 20 ламп по 500 ватт каждая. В штольнях была оборудована вентиляция, но несмотря на неё, в госпитале было прохладно и сыро. В подземном госпитале был проведён водопровод, работали женский и мужской туалеты с канализацией, парикмахерская. Для госпитальных нужд была оборудована столовая.

Фото с сайта Севастопольского военно-исторического музея-заповедника sevmuseum.ru (дату и место съёмки выяснить не удалось)
Фото с сайта Севастопольского военно-исторического музея-заповедника sevmuseum.ru (дату и место съёмки выяснить не удалось)
Медсанбат состоял из двух приёмно-сортировочных отделений, двух операционных, перевязочной с тремя отделениями, автоклавной, госпитального отделения, шоковой палаты, физиотерапевтического отделения, рентгеновского кабинета, изолятора, амбулатории, лаборатории, двух запасных штолен, складов вещевых и продовольственных, общежития личного состава, командного состава, отделов управления, гаража и морга.

В госпитале работали две операционных, в которых было 11, а в дни максимальной нагрузки — до 16 операционных столов. В такие дни операции продолжались без перерыва по много часов, и случалось, что прибывший в приёмно-сортировочное отделение раненый попадал на операционный стол только к концу вторых суток.

Бригады работали непрерывно 16 часов в операционной, после чего направлялись на 3—4 часа в госпитальные отделения для наблюдения оперированных ими раненых. После 4—6 часов сна они снова приступали к работе в отделениях и операционных.

Для большей эффективности каждый хирург оперировал сразу на двух столах: закончив основные этапы операции и передав второстепенные ассистенту, хирург подготавливал руки к последующей операции. В это время на втором столе фиксировали раненого, подготавливали операционное поле и в случае необходимости приступали к обезболиванию.

В большинстве случаев все операции производились под местной анестезией — а это ампутации, обработка ран, извлечение инородных тел, операции по поводу глазных и челюстно-лицевых ранений.

Одновременно в госпитале работали от 32 до 45 врачей. Раненые после операций оставались в палатах — в каждой палате было 45—80 коек, а общая вместимость палат составляла более 650 коек.

В каждой палате имелся столик для ординатора отделения, за которым заполнялись истории болезней, рядом же стоял специальный шкаф-аптека. Палаты были художественно оформлены, достаточно освещены и обслуживались обшей вентиляцией.

В среднем раненые лежали в подземном госпитале 15—20 дней, но некоторым приходилось пробыть здесь 2—3 месяца, прежде чем эвакуироваться по морю.

Военная медицина в условиях обороны Одессы и Севастополя в Национальной электронной библиотеке