ПОЧЕМУ ЧЕРЧИЛЛЬ НАЗВАЛ ПОЛЬШУ ГИЕНОЙ ЕВРОПЫ
Начнем издалека. В 1239 году хан Батый продолжил разорение Руси. На этот раз он предпочёл идти на запад через южные русские княжества, направив свой главный удар на Переяславское и Черниговское княжества. Орда вторглась на земли Левобережной Украины. Организовать оборону Южной Руси мешала вражда князей Михаила Всеволодовича Черниговского и Даниила Романовича Галицко-Волынского, которые соперничали между собой за единоличную власть в Киеве. В итоге был потерян и Киев, и все земли вокруг него.
Завоевав Южную Русь, хан Батый получил возможность начать поход на Юго-Западную Русь и далее в страны Восточной и Центральной Европы. Этот путь он называл «Дорогой к последнему морю». Поэтому территорию на левом берегу Днепра Батый предпочел оставить заброшенной, дабы ничто на ней впредь не мешало продвижению его войск. От большинства сел на этой земле, как пишет летопись, остался «только дым, земля и пепел». Но речь шла о тысячах гектаров плодородной земли, постепенно зараставшей травой и мелколесьем. Вернуть эти земли у обезлюдевшей Руси, платившей Орде огромную дань, не был ни сил, ни возможностей.
Но чуть поодаль от этого пустынного места проходила граница Польши. И польские магнаты вознамерились вспахать эти земли и заселить их колонистами. Условия для переселенцев польские магнаты установили самые выгодные. В течение двадцати лет переселенцы не должны были платить никаких налогов и сборов. Им безвозмездно выдавался лес для постройки изб и продукты питания на первое время, включая семена для посева и сено для скотины. С личного разрешения Польского короля магнаты могли привлекать в качестве поселенцев беглых разбойников, не выдавая их под власть закона. Есть все основания полагать, что один из таких вольных разбойников, а все они позже начали именоваться казаками, был дедом хорошо нам известного Богдана Хмельницкого.
Вскоре с этих заброшенных раннее земель поселенцы начали собирать такой богатый урожай пшеницы, ржи и проса, что смогли накормить им половину Европы. В денежном выражении весь этот урожай оценивался в девять миллионов золотых талеров. Сумма по тем временам поистине огромная. Самыми богатыми польскими магнатами, закрепившими за собой эти земли, можно назвать коронного гетмана Конецпольского, а также князей Вишневецкого и Чарторыйского.
Великобритания знала об этих плодородных землях на левом берегу Днепра, так как закупала там пшеницу, но присоединить эти земли к своей короне не могла в связи с их удаленностью и угрозе со стороны Батыя в случае их захвата. Земли левобережной Украины были для Великобритании тем виноградом, который она видела, но съесть никак не могла. В качестве утешения она вскоре колонизировала земли Индии, Ирландии и часть земель в Северной Америке, став крупной колониальной державой.
Но вернемся на Днепр. После восстания под предводительством казака Богдана Хмельницкого, Русь смогла вернуть себе часть своих земель на левом берегу Днепра. Но в 1920 году в результате русско-польской войны она их по Рижскому мирному договору вновь потеряла, и смога вернуть их себе только в 1939 году. И все это время Великобритания очень внимательно следила за этим многовековым земельным спором между двумя славянскими народами. Но, предвидя то, что и после окончания Второй мировой войны, на чьей бы стороне не оказалась грядущая победа, ей самой на левом берегу Днепра опять-таки ничегошеньки не светит, сэр Уинстон Черчилль и произнес свою знаменитую фразу о том, что Польша - это гиена Европы.