Найти тему
pro100deti

Какие девайсы НЕ развивают младенца

Способствуют ли современные устройства для новорожденных полноценному развитию малышей?

Мы хотим для своих детей самого лучшего. И на этом желании часто играют производители всевозможной детской техники, внушая нам, что без их продукции невозможен комфорт и гармоничное развитие младенца.

Полезны ли они на самом деле?

Электронные игрушки

Яркие пластмассовые игровые станции,  невиданные звери и мобили, которые живут своей жизнью. Подобные игрушки издают множество звуков, светятся, танцуют и разве что не устраивают цирковое представление со слонами. Если в них встроены названия цветов или цифры - производители смело пишут на этикетке «развивающие».

Что и как они развивают?

Давайте разбираться.

Произвольное внимание - залог успешного развития, благодаря ему мы можем концентрироваться на важном, нужном и желаемом.

У новорожденного произвольного внимания нет, зато есть мама. А у мамы – погремушка, расческа или ножка от табуретки. Показывая ее малышу, мама «заражает» его своим интересом. Так возникает совместное внимание, именно через него формируется произвольное. А истошно-яркая штука скачет, как бешеный кенгуру, орёт песни на английском, китайском, да хоть клингонском, светится, как лазерное шоу. Сенсорное безумие перекрывает потоком стимулов маму и навязчиво привлекает к себе. Сверхстимулирующая игрушка мешает формированию произвольного внимания, тренируя непроизвольное.

При определенной предрасположенности у ребенка вполне может развиться синдром дефицита внимания. Что впоследствии аукнется трудностями в обучении и другими проблемами...

Электронные игрушки для малышей бессмысленны еще и потому, что не удовлетворяют исследовательский интерес.

Игрушка должна быть познаваемой.

Маленький человек изучает мир и строит логические цепочки.

Если толкнуть мяч – он покатится.

Если трясти погремушку – она гремит.

Если уронить чашку – она разобьется. О, еще и мама прибежит.

А взаимодействие с электронными игрушками не логично.

Почему эта кнопка работает именно так? Почему там такая же кнопка, а эффект другой? Почему кнопка одна, а эффектов много?

Малыш ещё не в состоянии понять, почему это вообще работает. Опыт есть, а усвоить его невозможно.

У маленького ребёнка пока только перцептивное мышление – что ощутил, то и существует. Как котёнок Гав: я ее лизнул и значит она есть. Малыши не умеют прогнозировать события.

Электронные игрушки нарушают логику ожиданий, и именно это привлекает в них нас, взрослых. Помните первые говорящие и писающие пупсы? Это же восторг! Потому что мы знаем, что игрушки не живые и писать не могут. А тут такое чудо.

А дети не знают. Они воспринимают мир как данность.

Для новорожденных чем проще игрушка, тем она функциональнее и полезнее. А лучшие игрушки вообще не игрушки. Коробочки, пекарская бумага, тряпочки, рыболовные колокольчики (почему-то только они звучат приятно и негромко) – отлично подходят для голопузых шилопопов до года.

Игрушки с электроникой малофункциональны и не дают ребёнку понять причинно-следственные связи. Столь необходимые для формирования понятий об окружающем мире.

Недаром ВОЗ назвала подобные игрушки – угнетающими.

Шезлонги, качели, кроватки с автоматической системой укачивания

Используя электронные девайсы для успокаивания малыша, мы нарушаем формирование привязанности.

Человеку нужен человек. Особенно, если человек – младенец. Основной механизм развития и адаптации ребёнка к миру – эмоциональные отношения со значимым взрослым (обычно мамой).

Как едва родившийся комочек рефлексов понимает на что ориентироваться и к кому привязываться? Просто!

Тот, кто удовлетворяет его потребности (в данном случае в безопасности, комфорте) – тот и мама. Так что не стоит слишком часто делегировать электронике эту почётную обязанность.

Мозг новорожденного имеет настройки по умолчанию:

ритм = безопасность.

И тут важно, чтобы ритм воспроизводился мамой или другим живым человеком. Тогда будет связка:

мама = безопасность.

А электронный ритм качания или музыки слишком правильный, а когда малыш усваивает его как эталон, живой человек с его вариациями уже может восприниматься как небезопасный. Мы ведь не хотим, чтобы у крохи комплекс оживления возникал не на маму, а на качающийся шезлонг.

Прогресс – это здорово, он подарил нам множество облегчающих жизнь устройств. Но вмешивать электронику в развитие новорожденного не стоит. Его первоочередная задача – освоить мир человеческих отношений, а уже потом техники.

Даже без автоматической системы качания шезлонги и стульчики не особо полезны, так как ограничивают двигательное развитие малыша.

Кинезиотерапевты, детские массажисты, специалисты по сенсорной интеграции в один голос заявляют: пол – лучшее место для карапуза.

На полу малыш получает необходимый простор для исследования, может переворачиваться и пытается ползать.

Умственное развитие в первые месяцы напрямую связано с двигательным и даже оценивается по нему.

Если на полу холодно и твёрдо, можно положить обычные детские коврики-пазлы или будо-маты. И стоит ограничить пространство, чтобы юный исследователь не испытывал на прочность провода, а розетки на безопасность.

И руки свободны и ребенок развивается!

Движение и общение развивает младенца. Больше ничего.

Улла Кислинг, известный специалист по сенсорной интеграции, весьма категорична в вопросе развития малышей: до 3-х месяцев только мама (причем кожа к коже), а потом мама и пол, никаких шезлонгов и стульчиков.

Конечно, иногда маме необходимо есть, пить горячий (!) чай, в душ или вообще в туалет, а оставить ребёнка на полу без присмотра страшно.

Если другой возможности занять малыша нет, можно воспользоваться описанными устройствами, но ограниченное время. Колоссального вреда это не нанесёт - здоровый ребёнок компенсируется.

Специалисты рекомендуют использовать шезлонги не более 30 минут подряд.

Да, успеть за полчаса поесть, попить, посетить туалет, душ и проведать одуревшего от голода кота, не обладая суперспособностями, - тот ещё квест.

Девайсы для новорожденных нужны для облегчения жизни родителей.

Малыша они не развивают и, при неконтролируемом применении, могут даже навредить.