Есть такие области права, которые загадочные не только для широкой публики, но даже для практикующих юристов. Например, международное космическое право или законы на случай ядерной войны. Они существуют, где-то лежат, но их никогда не применяли или применяли очень давно. И вот когда в кой-то веки в них возникает потребность, юристы достают из дальних полок эти пыльные тома и толком не знаю как с ними работать. А общество не знает как на это реагировать.
Эталонный пример этому - чрезвычайное право России, относительно которого сейчас ходят совершенно дикие слухи.
Сейчас люди думают, что если введут чрезвычайную ситуацию или чрезвычайное положение, то всем простят кредиты и компенсируют потери. И сегодня мы ответим на этот вопрос.
Давайте разберемся с этими чрезвычайными положениями и ситуациями. В России существует два правовых механизма подходящих на случай всеобщей самоизоляции в условиях нынешней эпидемии - это чрезвычайное положение и карантин. Ни то, ни другое ни каких автоматических выплат закрывшимся ресторанам, потерявшим работу гражданам, никакой отсрочки кредитов и арендных платежей не предполагает.
При чрезвычайном положении есть понятие - возмещения прямого ущерба. Но это не компенсации упущенной прибыли и не регулирование банков, чтобы они кредит с вас не брали. Речь идёт только о физическом вреде. То есть, разбитые витрины, разбиты или ликвидированные и в пользу армии автомобили и тому подобное. То есть, вот эти все надежды на то, что сейчас они введут ЧС или ещё что-то такое и автоматически все потери компенсируются - они совершены тщетны.
По закону режим чрезвычайного положения вводится указом президента с одобрения совета федерации. По территории всей страны его можно установить на 30 дней, в отдельном регионе 60 дней с правом продления.
Так что же такое введено в Москве, что позволяет вводить электронные пропуска, штрафовать людей за выход из дома и что за изменения в законодательство приняла сейчас госдума в спешном режиме?
Мэр Москвы может ввести режим чрезвычайной ситуации. Чрезвычайное положение и чрезвычайная ситуация - звучит очень похоже. Но суть у них совершенно разная. ЧС вообще не является поводом для ограничения прав граждан. До 1 апреля в законодательство было так прописано. А уже с 1 апреля, госдума это как-то оперативно изменила. Но строго говоря, сейчас эти изменения противоречат конституции. В конституции прописано, что единственный режим который допускает ограничение прав граждан – это ЧП.
Но не московские руководители, не региональные губернаторы не ввели даже режим ЧС. Сейчас по всей стране действует режим повышенной готовности. Это такое понятие в законе, о защите населения от ЧС. Такой режим действует только для чиновников и госучреждений. Он говорит о том, что они должны пребывать в повышенной готовности и вводит некоторые протоколы действий. В них могут входить отменены отпуска, назначение дополнительной смены или что-нибудь такое.
Но 1 апреля госдума также приняла поправки, позволяющие и в процессе режима повышенной готовности накладывать ограничения на граждан, но это тоже не соответствует конституции.
Зачем же вводить какой-то режим ЧС или ЧП и такие грубые меры, когда легким движением руки любой закон, даже конституцию, можно поставить на уши за пару часов. Так что, вся дискуссия вокруг требований введения этих режимов ЧС и ЧП довольно бессмысленна. Это совершенно точно не даст нам с вами никаких дополнительных прав, не позволит получить компенсации или отсрочки по платежам. Однако, такие меры дадут государству дополнительные возможности ограничивать нас в правах уже вполне официально.
Так же советуем прочитать статью "Как за нами следят: Яндекс, Google, такси, правительство"
Ставь класс, если статья была интересной!
Открывай новое вместе с нами! Подписывайся на канал!