============================================
Интервью Старого рокера для Уездного города N
Часть 2.
============================================
Андрей Юрков:
Поездка Гребенщикова в США с целью записи сольного англоязычного альбома воспринималась в то время как какой-то прорыв?
Джордж Гуницкий:
Да все думали, что это будет прорыв, конечно. Его же не пускали долго, но прорывом пластинка «Radio Silence » не стала. В Америке это не вызвало экстаза. Здесь -ну интересно, но не более того. Хотя на мой взгляд альбомы неплохие в чисто музыкальном отношении, и Боб максимально воплотил то, что он мог тогда сделать. Это была сенсация всё равно. Я помню, когда делал на радио передачи, принёс туда «Radio Silence », пластинка эта у меня была сразу, как только он приехал, там тётки так затряслись: «Дай переписать!» Это было на грани между запретом и экзотикой. Музыка не стала топовой там, заняла какое-то место...
А.Ю. : 198 в Билборде...
Д.Г. : Но всё-равно. Всё-таки в Билборде, извините меня!(улыбается) Тем более ,там с ним играли супер музыканты настоящие, которых здесь у него не было никогда, и они стали с ним играть!
А.Ю. :Как вы прокомментируете тот момент, что в записи «Radio Silence » из всего «Аквариума» участвовал только Титов?
Д.Г. : Я так скажу — происходило так, как было лучше с точки зрения Бориса. Он лидер группы, он отвечал за то, что делалось. Я думаю, что можно было с ним не соглашаться, и тогда многие с ним не соглашались, но время доказало его правоту. Разумеется можно сказать, что могло быть иначе. Могло бы быть, но этого не было. Я могу такую вещь сказать — вот сейчас играет Зубарев. Я прекрасно помню такие времена, когда отмечалось 25-летие «Аквариума»
А.Ю. : Это концерты, где старый состав играл?
Д.Г. : Да. Зубарева там толком и не было. Он тогда дико обиделся — было интервью, он говорит: «Да как это так!Я столько лет играю!Да знать не хочу никакого Гребенщикова, никакого «Аквариума»!» Прошло 15 лет ,он играет концерты и прекрасно вписался. Я ему напомнил об этом, он говорит: «Ну было что-то такое». Я говорю: «Конечно было, Лёш, я же помню». Ну это я ушёл в сторону. Касаемо того, что Борис записывал этот альбом один, то если Севу Гаккеля почитать, он очень многим недоволен. Плохое звучание, ещё что-то. Это с точки зрения Севы. Тут любая точка зрения допустима, но решение как лидер группы принимал Борис.
А.Ю. : Есть мнение, что вершиной творчества Бориса Гребенщикова стал «Русский альбом» - песни 1991 года, которые играл коллектив под вывеской БГ-Бэнд. Вы согласитесь с тем, что «Русский альбом» самая удачная работа Бориса Гребенщикова?
Д.Г. : Я так не считаю. Я понимаю, что это один из наиболее таких золотых альбомов, это классика очевидная, но не могу сказать, что он лучший. По-моему «День серебра» ничуть не хуже и «Радио Африка». Точки зрения есть разные. Я знаю, что некоторые признают лучшим альбомом «Треугольник». Это не потому ,что там песни есть на мои стихи, просто это тоже точка зрения, а какая из них правильная, не мне судить.
А.Ю. :Идея создания самиздатовского журнала «РОКСИ» принадлежала Борису и Майку, они много читали англоязычной музыкальной прессы и хотели сделать что-то подобное в наших широтах...
Д. Г. : Первый номер сделал Боб, но потом он понял, что ему надо заниматься кое-чем ещё. У него была другая задача, а журналистика, даже если писать в самиздате ,- это всё равно время, энергетика. Ты должен быть в курсе , иначе ничего не сможешь написать толком. Я много лет работал в «РОКСИ», потом ушёл, и последний номер Сашка Старцев делал один. Я выпускал газету «РОКСИ Экспресс». Это было дико тяжело, я бросил только потому ,что мне приходилось заниматься администрированием. Я возил бумагу в типографию. Я делал всё. Все мои друзья предпочитали бухать, а заниматься этой фигнёй им неохота было. Я писал сам, кого-то привлекал. Платили небольшие ганорарчики, за первый номер точно, но потом я понял, что просто не могу делать всё один. Быть директором, администратором... Это не мой style по жизни. «РОКСИ» был очень интересный этап. У меня потом была радио-программа «Рокси-аудио», она много лет шла.
А.Ю. : В фильме Льва Лурье о самиздате показывается, как в печатную машинку заправляется 6 листов папиросной бумаги с копирками, и вперёд. Так всё и было?
Д.Г. : Ну шесть то это круто, конечно, четыре я делал сам. Шесть - это такой уже высший пилотаж, но в принципе да ,всё так и было. Просто машинка могла быть лучше или хуже. «РОКСИ» выходил сколько-то номеров, иногда больше иногда меньше, а потом люди в других городах перепечатывали, но это было уже вне нашего контроля. Разлетался как-то без всяких интернетов. Как это происходило, я не знаю.
А.Ю. : В 80-х годах создание самиздатовского журнала -дело противозаконное. Это реально было опасно тогда?
Д.Г. : Видишь ли, до конца это никто не знал. Это была ходьба на грани, но как-то проходило. КГБ это всё секло разумеется. Все эти «Часы», «РОКСИ» они знали что-где издаётся. У меня было две встречи с представителями КГБ в каких-то ЖЭКах. Их интересовало в основном только ,есть ли какая-нибудь связь с заграницей. Я этого не знал, а про музыку всё рассказывал, они пытались как-то заходить с разных сторон, но это была пустая трата времени. Больше наблюдали. Были концерты в рок-клубе, и в ложе обязательно сидел кто-то из ГБ. Обязательно. Помню был какой-то концерт «Поп-Механики» году в 85 ,и к Серёже Курёхину пришёл музыкант группы Ultravox Крис Кросс. Его переодели в какие-то немыслимые одежды, надели ушанку, и он вышел на сцену. Никто не мог врубиться кто это. Зима, он вышел через другой вход. Это было — Крис Кросс играл на сцене с «Поп- Механикой», а в ложе сидели ГБ-шники. Или «UB 40» приехали, выступили, и никто ничего понять не успел. Фирменная группа на сцене этого несчастного Дома самодеятельности.