Найти тему

«Он летел на похороны матери…» Ф. Искандер. Сочинение ЕГЭ по русскому языку

Оглавление

Проблема

Ф. Искандер поднимает проблему материнской любви. Среди остальных нравственных вопросов этот вопрос остается одним из актуальных.

Комментарий. Первый пример

Автор рассказывает о мужчине, который летел на похороны матери и ждал рейса. Он думал о матери, о том, какой она была самоотверженной, терпеливой. Детей она растила одна. Он понимал, что ему даже не пересказать все эти тысячи деталей, которые выражают материнскую заботу. Он прекрасно понимал, что часто мать в течение долгого времени жила с горьким осознанием от того, что она давала детям не все, что бы они хотели. Это была ее мучительная душевная боль.

Комментарий к проблеме. Второй пример

Важным моментом для иллюстрирования проблемы являются впечатления этого мужчины , увидевшего женщину с ребенком. Крестьянская женщина привозила больного шестилетнего сына в больницу. Скорбь ее истинная, но молчаливая. И ее надежда на исцеление ребенка самая терпеливая, какая только бывает у людей. Мужчина вглядывался в ее лицо, видел ее глубокую скорбь, сравнивал ее со своей матерью и пришел к выводу, что скорбная любовь матерей спасает мир.

Воспоминания мужчины о своей матери и его размышления о скорбящей крестьянской женщине связаны и помогают читателю почувствовать глубину и силу материнской любви. Любовь эта полна самоотдачи, скорбного терпения и стремления взять боль ребенка на себя. Эта любовь полна веры в исцеление.

Авторское мнение

Я думаю, что мысли мужчины-рассказчика о матери совпадают с мыслями автора. Для того чтобы убедиться в этом, надо обратить внимание на одинаковые предложения 9 и 14, где автор повторяет мысль о том, что мать всеми силами старается сделать жизнь своих детей праздником. Благодаря такой материнской любви, ребенок счастлив и здоров. Автор жалеет, что этот праздник короткий.

Собственное мнение

Я поняла, как много скорбного будет в дальнейшей жизни женщины, но она будет по-прежнему заботиться о ребенке, будет любить его и верить в лучшее.

О том, насколько сильна была материнская любовь, рассказывает в одной из своих легенд писатель и педагог В.А. Сухомлинский. Когда единственный сын женился, сноха невзлюбила свекровь. Сначала запретили матери заходить в хату. Потом переселили в сарай. В конце концов, жена приказала мужу убить его мать. Послушался сын жену и убил мать. Зажег костер и обжегся. А материнское сердце, которое горело в огне, шепотом спросило его, не больно ли ему, и посоветовало приложить подорожник вместе с сердцем матери, а потом снова положить сердце в огонь. И понял сын, что поступил неправильно. И ожило сердце матери, потому что мать так хотела видеть сына радостным. Решили они уйти вместе и стали двумя курганами.

Вывод

Итак, стоит задуматься, сколько же матерей идут по скорбному пути вместе с детьми, сколько жизненных ударов стойко переносит мать! Порой боль никогда не утихает, время не сглаживает ее душевную скорбь. В этом и заключается сила материнской любви: в умении жить для детей, не отягощая никого своей болью.

ТЕКСТ

СКОРБЬ

Он летел на похороны матери. Рейс на его самолёт уже несколько раз откладывали. И другие рейсы отодвигали. Аэропорт был переполнен пассажирами.

Он ходил и ходил между сидящими и снующими пассажирами уже несколько часов.

Сейчас, когда он стал прилично зарабатывать и мог уже в полную силу помогать матери, она заболела и умерла. Он думал, что никто в мире никогда не узнает о самоотверженности его матери, о её великом терпении, любви, о её невероятных усилиях, чтобы одной вырастить своих детей.

И вот, поставив всех на ноги, почти внезапно она умерла, вместо того чтобы долго и тихо угасать, лаская внуков и чувствуя на себе благодарную любовь своих взрослых детей.

Мать — короткий праздник на Земле.

Эти слова неведомого ему поэта сейчас звенели у него в голове. Какая несправедливость! И никто никогда не поймёт, чем она была для своих близких, и этого никак не пересказать, потому что её любовь и самоотверженность заключались в тысячах деталей, которые хранило его сердце, и в словах это не выразить, и не найдётся человека, который всё это захотел бы выслушать и понять. «Какая несправедливость», — думал он, шагая и шагая между людьми, сидящими на скамьях и снующими по залу аэропорта.

Мать — короткий праздник на Земле.

Вдруг его внимание привлекла женщина лет тридцати, по одежде явно крестьянка, сидевшая с узелками у ног. Его внимание привлекло выражение необычайной скорби на её лице, и тогда он заметил мальчика лет шести, сидящего рядом с ней. Над глазом мальчика краснела чудовищная опухоль величиной с голубиное яйцо. Лицо мальчика было безмятежно, видно, он не испытывал никакой боли, тем более что руки его беспрерывно двигались, он занят был игрушечной машинкой.

Он остановился, поражённый лицом этой женщины. Конечно, выражение скорби на её лице было связано с болезнью этого мальчика. Конечно, она прилетела в Москву показать его врачам. Что они ей сказали? Вряд ли что-нибудь утешительное. Иначе откуда такая скорбь на её лице?

Он смотрел и смотрел на обыкновенное лицо русской женщины. В обычном смысле оно не было ни уродливым, ни красивым. Но сейчас оно было необыкновенным. Она молча смотрела в какую-то непомерную даль, и лицо её светилось тихой, безропотной скорбью.

Оно вмещало в себя всю скорбь мира, и он почувствовал, что оно вмещает в себя и скорбь по его матери, словно не хуже него знает о её самоотверженно-мужественной, терпеливой жизни. И он вспомнил, что всю жизнь скорбь была главным выражением лица его матери, но он так привык к этому выражению, что не понимал его. И только сейчас понял. И эта женщина, которая была намного моложе не только его матери, но и его самого, вдруг показалась ему похожей на его мать.

В своей жизни он видел немало хорошеньких, милых, красивых женских лиц. И только теперь, потрясённый, понял, что впервые видит прекрасное лицо.

И ему вдруг захотелось упасть на колени перед этой женщиной и поцеловать её руку в знак благодарности, сказать ей всё, что не успел сказать своей матери.

Однако он не двигался, а только смотрел на её лицо. Он знал, что, даже если бы аэропорт был пуст и не было ни одного свидетеля, он бы не пал перед ней на колени. Он был сыном своего времени, и стыд перед откровенностью благоговения мешал ему это сделать.

И он смотрел и смотрел на это светящееся скорбью лицо, обращённое в непомерную даль. И ему почему-то становилось легче, просветлённее. «В этом мире всё прекрасное скорбит, — подумал он, — и всё скорбящее прекрасно».

И он вдруг с абсолютной уверенностью понял, что только скорбь прекрасна и только она спасёт мир. И разве случайно, что лицо Богоматери всегда печально?..

А мальчик с чудовищной опухолью над глазом безмятежно играл своей машинкой. (По Ф. Искандеру)

Фазиль Абдулович Искандер (1929-2016) — советский и российский прозаик и поэт.

**

У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!

Тематика тестов:

Кто такой?

Что такое?

Разные темы

Литература

Русский язык

Ударение

Фразеологизмы

Автор мысли

Страны мира

География России

История России

Женщины мира

О любви

Жизнь замечательных людей

Лишнее слово

Лишняя картинка

Животные

Овощи. Фрукты. Ягоды

Символы. Знаки

Танцы

Цветы

Пословицы

Загадки