Портрет предоставляет уникальную возможность увидеть то, что носит лицо, изображенное на картине. Вопросы, которые мы можем задать при рассмотрении портрета, включают в себя:
- Кто является этим лицом?
- Что одежда рассказывает нам о нем и о времени, в котором данный человек жил?
- Может ли одежда помочь нам понять, почему портрет был написан?
Выбирая портрет как способ исследования исторической моды, важно понимать, что придется ответить на сложные вопросы. Картины скрывают много тайн, и задача перед исследователем стоит в том, чтобы постигнуть загадочную сущность картины.
Портреты - это также форма пропаганды. В таком случае они создавались для того, чтобы производить впечатление, демонстрировать богатство и власть. Затем, после создания, изображения копировались; большинство представителей дворянства по всей стране хотели бы иметь в собственности копию самого последнего изображения Генриха VIII (1509-47) или Елизаветы I (1558-1603), выражая таким образом верность монарху.
Кроме этого, в портрете можно часто увидеть, то как художник хотел, чтобы восприняли его произведение, либо как сами герои картин хотели, чтобы их запомнили потомки. Интригующий портрет 1533 года "Послы" Ганса Гольбейна Младшего изобилует намеками на натурщиков и их связь с новым ренессансным учением гуманизма. На нем изображены французский посол и епископ Жорж де Сельв. Их роскошные отороченные мехом платья, черный бархат и дублеты свидетельствуют об их богатстве и высоком положении, а книги, музыкальные инструменты и глобус - об их ученом статусе. Искаженный череп на переднем плане и распятие, находящееся в верхнем левом углу, намекают на их смертность и вероисповедание.
Портреты монархов Тюдоров предназначались для передачи весьма специфических сообщений. Большинству людей знакома "поза власти" Генриха VIII, посмотрите на его внушительную, благодаря огромным плечам платья, фигуру. Это являлось признаком его мужественности и силы.
Его дочь, Елизавета I, также легко узнаваема по пышным платьям, украшенным жемчужными нитями, и замысловатыми кружевными рафами. Как женщина-правитель в мире, где господствуют мужчины, портреты Елизаветы - и ее одежда, изображенная на них - должны были донести до людей компетентность и силу Елизаветы как правителя, а также ее женскую непорочность. Ее мантия в "Радужном портрете", покрыта рисунками глаз и ушей, этим предполагается, что она видит и слышит все, в то время как драгоценный змей, растянувшийся на ее рукаве, олицетворяет мудрость, а сердце, которое он держит во рту, олицетворяет милосердие. В руке Елизавета держит радугу с латинской надписью NON SINE SOL IRIS «НЕТ РАДУГИ БЕЗ СОЛНЦА» . Радуга символизирует мир, а надпись значит, что без мудрости и силы королевы не будет мира, то есть Елизавета- единственная надежда на процветание английского народа.
Елизавета любила одежду черно-белого цвета или серебряного - она называла их "моими цветами", и они часто появляются на ее портретах, например, на портрете "Непобедимая армада", который посвящен победе англичан над испанской Армадой в 1588 году.
Черно-белый и серебряный цвета были не только дорогими в производстве и уходе, но также контрастировали с бледным цветом лица Елизаветы, который был признаком ее элитного статуса, и с ее рыжими волосами, которые были характерной чертой династии Тюдоров. Поэтому неудивительно, что даже по мере того, как Елизавета становилась старше, ее портреты продолжали содержать эти безошибочно элитные и тюдоровские черты, изображенные на вечно молодом лице. Они продолжают говорить об этом и сейчас.
Одежда и аксессуары Елизаветы также часто содержат символы, которые были известны ее подданным, но, возможно, менее знакомы нам. Сложные кружевные манжеты и замысловатые кружевные рафы, например, являются признаком того, что она была женщиной, которая не должна была заниматься физическим или ручным трудом, а платья, инкрустированные драгоценными камнями, свидетельствуют о ее богатстве.
Жемчуг, в частности, был знаком девственности и чистоты, и превратился в необходимую деталь одежды по мере того как образ "Королевы Девы" стал доминировать. На некоторых портретах витиеватые и дорогие украшения символизируют не только богатство Елизаветы, но и ее чистоту и добродетель: например, кулон в форме феникса может символизировать возрождение и целомудрие королевы, а кулон в форме пеликана-материнскую любовь Елизаветы к своим подданным.
Эмблема розы Тюдоров провозглашала легитимность власти и династическое наследие. В других портретах Тюдоров популярностью пользовались борзые, символизирующие верность, а белые перчатки - элегантность. Такие послания Тюдоров были довольно понятны людям, что являлось благополучной почвой для легкой рекламы "бренда" Тюдоров.
Портреты были написаны для очень специфических целей, и многие из них не дошли бы до наших дней, если бы монарх не одобрил их. Поэтому они являются бесценным ресурсом для дебатов, предлагая современным людям возможность рассмотреть изменение моды, символики и личных вкусов монархов.
Как вы думаете, что Генрих и Елизавета хотели, чтобы люди думали, глядя на их портреты?