Автор: Ирина Трегубова
Вопрос нарочитый и явный: "Почему родители с детства не учат детей отношению к деньгам?
Мы живем в современном обществе, однако до сих вопрос денег, детей и отношения к ним в семье находится на третьем, четвертом, пятом и десятом плане в разрезе от остальных вопросов.
Если бы наши родители учили нас управлять деньгами, возможно, мы бы не набили столько шишек пытаясь их заработать. Обычно у ребенка в семье складывается отношение к деньгам в призме того, что он видит дома, но без каких-либо объяснений и грамотных установок на будущее.
Так почему же так получается? Нехватка времени или же слишком сложная тема?
Ни то, ни другое. Деньги это инструмент, который должен приносить еще больше денег и тем самым приносить доход, находясь в постоянном движении. В послесоветском государстве, т.е. в сегодняшней России у нас и у старшего поколения совсем иные взгляды, чего стоит поговорка: "Копейка рубль бережёт". Ни о каком движении денег и речи не может быть, только их сохранность и сбережение, и точка.
Теперь к сути вопроса, а именно к детям. Психологи утверждают, что детей с детства нужно приучать к деньгам, при этом так чтобы у них складывалось понятие, что они не сыпятся с неба, а требуют тех или иных усилий.
А какой самый лучший способ ребенку что-то объяснить? Правильно, поиграть с ним во что-то и в процессе рассказать о сути игры и правилах.
Если вы не хотите, чтобы ваши дети не были у вас на иждивении даже тогда, когда они вырастут; чтобы они не совершали ошибок с кредитами и покупали машины, квартиры без ипотеки; и отдыхали там, где захотят; чтобы на них не сказывался плачевно каждый кризис вроде нынешнего. Учите детей с раннего возраста управлять деньгами.
Психологи рекомендуют обучать детей управлению деньгами с 4-6 лет, когда они уже учатся считать и читать.
Сами деньги для детей не имеют ценности, это просто скучные бумажки. Они не видят проблемы в деньгах . Не понимают, что мама с папой их не печатают. Они видят ,что деньги вроде есть и за них им покупают то, что они хотят. Для них ценны: конфеты, игрушки, мороженое и иные блага, но не сами деньги.
Никто не говорит, чтобы 4-х - 5-ти летнему ребёнку объясняли, что такое инвестирование, в какой валюте хранить деньги, что такое подушка безопасности и т.д. Ребёнку это и не нужно. Но основные знания мы привить ему просто обязаны.
Мы обязаны научить ребёнка считать деньги, научить его контролировать свои расходы.
Приведу примеры самых простых игр с детьми, которые помогут ему приобрести самые важные для него знания о деньгах.
- Игра с монетками: кидать в кружку Монетки разной ценности и собрать 10 рублей.
Научит ребёнка различать номинал монет, считать деньги.
2.Башня.
Строить башню и класть столько кубиков Сколько выпало на кости. Можно для строительства использовать Лего, кубики Дженга и тому подобное .
3.Копилка (банк).
Для начала объясните ребёнку ,что такое Банк ( простыми словами) . Придумайте и все вместе решите на что семья собирает деньги ( поездка на отдых в Диснейленд ,например ) и назначьте ребёнка банкиром . Объясните,что банк берет проценты за то,что в нем держат деньги и заплатите ребёнку проценты за ,то что он ведёт работу банкира. (5-10 % от суммы в копилке). Чтобы у него был стимул и ответственность . Эта игра научит ребёнка ставить финансовые цели.
Для детей постарше (8-10 лет) рекомендую приобрести игры: монополия, игра в жизнь.
Кроме обучающих игр совершайте следующие действия.
Перед походом в Супермаркет: составьте вместе список товаров и дайте ребёнку деньги.
Он должен уложиться в эту сумму и купить все товары. Так же предложите ему купить то, что он сам захочет, но при условии того, что список не пострадает. Позвольте ему сравнить цену на большую шоколадку, которую можно съесть за день, и на пачку настолько же вкусного печенья, которого обычно хватает на несколько дней. Объясните, что одни и те же категории продуктов могут стоить по - разному. И от чего это зависит. При этом ребёнок с детства будет знать, что перед походом в магазин нужно составлять список (дабы не накупить всякой всячины, типа чипсов, а на молоко и хлеб в итоге не хватит).
Также покупки делятся на желаемые и необходимые. Пусть ребёнок сам расплатится и посчитает сдачу. Если у него хорошо получится наградите и позвольте оставить сдачу себе или купить ему что-то).
С определённого возраста (7-8 лет) начините выдавать школьнику карманные деньги.
Сначала на день, потом на неделю, а затем и на месяц. Чтобы ребёнок учился планировать бюджет и понимал, что если сумма выдана на месяц, то потратить ее за неделю - чревато тем, что останешься без денег.
Главный урок финансовой грамотности, который может усвоить ребенок с детства - это то, что думать, планировать и оценивать ситуацию нужно перед покупкой вещей, а не после.
Поверьте, этим навыкам не научат в школе и даже в институте.
Ребенка стоит учить основам финансовой грамотности с детства для того, чтобы он смог самостоятельно вести свою жизнь во взрослом возрасте.