Продолжаем краткий курс истории культуры Южной Азии. Поговорили про загадочно исчезнувшую Индскую цивилизацию, про Веды и зарождение буддизма с джайнизмом, про колонны Ашоки, про великую ступу в Санчи. Сегодня речь пойдёт о тех временах, когда Будда обрёл лицо.
Итак, в первом веке н.э. на территориях сегодняшних Афганистана, Пакистана и северной Индии к власти пришли Кушаны — кочевники, которых выдавили из Китая. Они привили традицию ваять скульптуры правителей и чеканить их портреты на монетах. Ибо власть надо знать в лицо.
Вот, например, король Канишка Кушан. Он правил со 127 года н.э. и имел официальный титул "Король королей" с возможными дополнениями. Так, на монете выше написано "Король королей, Канишка Кушан". А на скульптуре ниже подпись побогаче: "Великий король, король королей, Божий сын, Канишка Кушан". Оба портрета показывают брутального, воинственного правителя в тяжёлых наезднических башмаках.
Эти понаехавшие короли придерживались весьма эклектичных религиозных воззрений и поддерживали разные религиозные институции. В период правления Кушанов фигуративное искусство джайнистской, брахманской и буддистской традиций шагнуло далеко вперёд.
Для буддистов главным новшеством стало появление собственно изображений Будды. (Вы же помните, что первые века буддизм обходился без его образа?) И изображали его, с одной стороны, везде одинаково, а с другой – везде по-разному.
Иконография Будды – отдельная песня. 32 совершенных признака я далеко не на всех изображениях нахожу. А вот мудры всегда на месте. Про самые ходовые почитайте тут.
Важный элемент иконографии Будды – уши. Уж точно самый узнаваемый. Уши у Будды длинные. Почему? Потому что он до 29 лет жил во дворце как наследник престола и носил кастово положенные ему тяжёлые серьги. В память о том, от чего Будда отказался ради поиска истины, его и изображают с длинными мочками ушей. Настолько длинными, что на монете выше он похож на Магистра Йоду.
Но поговорим о стилистических особенностях изображения Будды. Они рознились от региона к региону. Например, влияла связь региона с Римом – или отсутствие этой связи. Так давайте рассмотрим Будду патриотичного и Будду, растлённого Римом.
Оба они из Кушанского царства, разница в возрасте не большая, иконография одинаковая: на голове пучок, между глазами урна (точка), руки длинные (достают до коленей), мочки растянуты, на ладонях и ступнях чакры (колёса). И всё же как они непохожи! Почему?
Первый создан на территории современной Индии, в Матхуре, городе на пересечении караванных путей. Он вырос из индийских статуэток мужских божеств Якша, которые были в ходу до зарождения буддизма и органично интегрировались в буддистское мировидение (с их спутницей Якшиней мы встречались в прошлой статье).
Второй создан в Гандхаре на территории современного Пакистана. Когда в 4 веке до н.э. Александр Македонский с греческой армией дошёл до границ Индии, он мимоходом заронил зёрна эллинистической культуры в соседней с Гандхарой Бактрии (в наши дни это север Афганистана и юг Узбекистана).
А сама Гандхара, удачно расположенная рядом с торговыми путями между востоком и западом, в первые столетия новой эры имела постоянный доступ к римской культуре. Поэтому скульптура Гандхары очаровательно эклектична, в ней органически переплетаются традиции востока и запада.
В следующей статье перейдём от буддизма к индуизму и познакомимся с божествами, которых чаще всего можно встретить в индуистском искусстве. Подпишитесь, чтобы не пропустить!