Итак, если ваш ребенок вдруг стал упрямым и плаксивым, сам не знает, чего хочет, и делает все наперекор, не спешите считать себя плохим родителем - скорее всего, такое поведение связано с #кризистрехлет.
Известный психолог Л.С. Выготский подробно описал кризис трех лет и выделил семь характерных признаков 👇(«семизвездие кризиса трех лет»): ⠀
1. Негативизм.😠Проявляется в стремлении ребенка сделать всё наоборот, даже вопреки собственному желанию. Негативизм направлен против взрослого, который побуждает сейчас ребенка к тому или иному действию.
2. Упрямство.☹️Ребенок настаивает на чем-то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал. Мотив упрямства – ребенок связан своим первоначальным решением. Здесь проявляется тенденция личностного отношения к самому себе.
3. Строптивость.🤨Выражается в постоянном недовольстве и направлена против образа жизни, против норм воспитания, установленных и сложившихся для ребенка до 3 лет.
4. Своеволие.😌Для этого периода характерно выражение «Я сам!». Ребенок стремится все делать самостоятельно, без помощи взрослых.
5. Протест-бунт.😖Ребенок как будто находится в состоянии войны и конфликта с окружающими. Частые детские ссоры с родителями являются обычным делом.
6. Симптом обесценивания можно заметить, когда ребенок трех лет перестает интересоваться тем, что было интересно раньше.🤔Ребенок может отказываться от игрушек, которые совсем недавно были для него самыми любимыми. Такое изменение отношения может распространяться и на близких взрослых: ребенок проявляет неприятие и негатив.
7. Деспотизм.🤴У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим. Например, мать не должна уходить из дому, она должна сидеть в комнате, как он этого требует.
КРИЗИС - ЭТО ПЛОХО?
Выготский утверждал, что "негативные проявления кризиса - лишь теневая сторона позитивных изменений личности." Можно сказать, что кризис трех лет - это период зарождения личности ребенка, его индивидуальности.
Несмотря на название, #кризис3лет может начаться и в два года, а завершиться только к четырем. Яркость проявлений и длительность индивидуальны и зависят от нервной системы ребенка и обстоятельств, в которых он находится.
КАК СОХРАНИТЬ ХОРОШИЕ ОТНОШЕНИЯ В КРИЗИС
🔔 Яркие эмоциональные проявления ребенка в этот период - это возрастная особенность, а не невоспитанность или избалованность.
🔔 Не нужно драматизировать и думать, что если ребенок в три года устроил истерику на людях, то он так будет делать всегда: и в 10, и в 17. ⠀ 🔔 Родитель должен научиться выдерживать сильные эмоции ребенка спокойно. "Он как будто надо мной издевается!" - можно часто услышать от мам. Но нет же, ребенок не делает это специально или назло. Ему самому сейчас трудно: его эмоциональная регуляция еще не сформирована и справляться с вулканом чувств ему совсем не просто.
🔔 Родитель в конфликтах с ребенком должен выступать из сильной заботливой позиции. Не так важно: уступите вы или запретите, важно, чтобы ваша позиция была обусловлена заботой и объяснена ребенку спокойно и доброжелательно.
🔔 Наверняка вы когда-нибудь наблюдали, как мама отчаянно кричит на ребенка: "Ладно! Ладно! Куплю я тебе эту игрушку! Опозорил меня на весь магазин!" Или когда мама тянет плачущего ребенка: "Быстро пошли домой! Сейчас будешь сидеть один и думать над своим поведением!"
О чем бы вы подумали? Наверное, о том, что мама сильно устала. И снова встает вопрос родительского ресурса. Чем выше внутренний ресурс, тем в более устойчивом состоянии находится человек. И следовательно у него больше сил, чтобы обыгрывать разные ситуации и снижать градус конфликта.