Немецкий взгляд на поколение войны
Фильм "Наши матери, наши отцы" (нем. Unsere Mütter, unsere Väter, англ. Generation War "Поколение войны") не оставил равнодушным практически никого и при этом не понравился многим - и у себя на родине, и в России, и в Великобритании, и в Польше его встретили шквалом критики. Давно ли журналисты и политологи из разных стран так сходились во мнении?
Вторая мировая война - это огромная и болезненная рана, и избравшие её как тему для творчества писатели и режиссеры должны быть достаточно осторожны: не все хотят слышать правду, но и не всем нравится ложь, а "художественные допущения" в этом фильме начинаются с самого начала.
Главные герои фильма это 5 друзей детства: Грета - мечтает стать певицей и прославиться, Шарлотта, которую друзья ласково называют Шарли, - незадолго до начала войны сдала экзамен и теперь поедет на фронт медсестрой, Вильгельм и Фридхельм - младший брат будет служить под начальством старшего, и Виктор - еврей-портной, самый "опасный" член этой команды, он вне закона уже от рождения, и за контакты с ним любого из этой компании могут осудить.
Правдоподобна ли эта ситуация? Представьте на минуту, по прошествии 5 лет после введения в Германии расовых законов и постоянного транслирования лозунга, что главная угроза "загрязнения" арийской расы исходит от евреев, вы приходите в берлинское кафе и говорите своим немецким друзьям: "Шалом!" Нет, вас не отправляют отдыхать в ближайшую канаву, вы все вместе садитесь веселиться.
Все пятеро друзей изображены максимально аполитичными, в их разговоре проскакивают лозунги тех лет, но настолько поверхностно, насколько это вообще возможно. Они верят, что евреи угрожают Германии, но при этом всячески защищают и покрывают своего друга "неправильной национальности".
Здесь также показывается любовная линия между Гретой и Виктором, но их чувства разбиваются о реальность - они осознают, что у их отношений не может быть будущего. Виктор часто наведывается в американское посольство, чтобы добиться разрешения уехать из страны, но пока безуспешно. В итоге документы для Виктора помогает сделать любовник Греты, который служит в Гестапо. Виктор получает документы, но слишком поздно - его арестовывают и отправляют поездом в концлагерь, по дороге ему удаётся бежать, и он примыкает к отряду польских партизан, чьё появление в фильме вызвало львиную долю возмущенных отзывов из Польши.
Фальсификация истории
Польские партизаны представлены в фильме как яркие националисты и антисемиты, подпольная борьба против нацистской Германии объясняется тем, что "с русскими мы хотя бы сможем договориться".
В то время как немцы в фильме брали с собой на фронт классическую литературу, а молодые солдаты вермахта мечтали об изучении философии в Гейдельберге, польские партизаны в своих грязных одеждах просто бредили сытной колбасой и бигосом*.
*Бигос (бигус) - тушеная квашеная капуста с мясом.
Немцы, по утверждению многих комментаторов в сети, по-прежнему будут считать себя культурно превосходящими славян сверхчеловеками. Здесь - высокая литература, там - чесночная колбаса и тушенка.
Источник: интернет-издание taz
***
Читая отзывы и комментарии об этом фильме, я поймала себя на мысли, что узнавала больше информации не о картине, а о самих авторах этих рецензий - это кино задело многих как-то очень глубоко, потревожило что-то личное: люди писали собственные воспоминания и подробности семейной истории, отношения к событиям тех лет и к текущей ситуации в политике. Как заявляли создатели этого фильма, их главной целью было установление диалога между поколениями, но никак не разжигание нового конфликта - ну что ж, беседа вышла напряжённой.
"Не все немцы хотели воевать", "не все поддерживали Гитлера" - мне вспомнился школьник из России на трибуне Бундестага, который заявлял нечто подобное, и если бы он знал, как отзовётся его слово на родине, он зашил бы себе рот.
Рискуя навлечь на себя недовольство аудитории, я всё же отмечу положительные моменты фильма.
Это операторская работа и созданная атмосфера - бюджет фильма в 10 миллионов евро позволил "разгуляться", съёмки проходили в Литве, Латвии и Германии.
Войну наши герои переживают в "Наших матерях, наших отцах" не как единое драматическое событие, а в растущей растерянности и травматизации. Это также было главной темой для пространственного оформления фильма.
... Всё это происходит в чередовании с обширными ландшафтами Восточной Европы, которые, как и размеры этой войны, непостижимы.
Источник: интернет-издание Zdf
Здесь нет "клюквы" - в том же нашумевшем "Бункере", где Гитлер напоминает больную старую крысу, советских солдат-освободителей изобразили пьяными чудовищами. "Только не смотрите им в глаза" - предупреждают главную героиню, служащую секретарём у Гитлера, перед выходом из убежища.
К сожалению, фильм "Наши матери, наши отцы" не расскажет ничего о годах, предшествующих началу Второй мировой войны, мы не увидим идеологически настроенной немецкой молодёжи, воспитанной под лозунгом "Мы все лидеры и подчиняем себе мир", здесь не прозвучит ни слова о твёрдом убеждении Гитлера, что Европой должна управлять Германия. Фильм мог бы показать, почему нацизм обрёл такую популярность среди молодёжи тех лет, но нет - герои могут позволить себе свободомыслие и идеологические сомнения, усиливающиеся по мере повествования.
Фильм "Наши матери, наши отцы" имеет под собой документальную составляющую: образы главных героев фильма были созданы на основе пяти биографических историй. К сожалению, не было найдено никаких подтверждений того, что эти люди были друзьями - т.е. они возможно/ действительно существовали, но не знали друг друга, а ведь на теме дружбы строится повествование.
Война показана как-то фрагментарно и очень выборочно - как будто авторы пытаются оправдаться или вызвать жалость к участникам тех событий. Возможно, в этом как раз и состоит главная проблема фильма - его сложно воспринимать как целостную картину, скорее, это частички истории, искусственно склеенные между собой, а ключевые события остались "за кадром".
Спасибо за внимание.