Найти тему
antilapka

Наши матери, наши отцы

Немецкий взгляд на поколение войны

Афиша фильма "Наши матери, наши отцы"
Афиша фильма "Наши матери, наши отцы"

Фильм "Наши матери, наши отцы" (нем. Unsere Mütter, unsere Väter, англ. Generation War "Поколение войны") не оставил равнодушным практически никого и при этом не понравился многим - и у себя на родине, и в России, и в Великобритании, и в Польше его встретили шквалом критики. Давно ли журналисты и политологи из разных стран так сходились во мнении?

Вторая мировая война - это огромная и болезненная рана, и избравшие её как тему для творчества писатели и режиссеры должны быть достаточно осторожны: не все хотят слышать правду, но и не всем нравится ложь, а "художественные допущения" в этом фильме начинаются с самого начала.

Главные герои фильма это 5 друзей детства: Грета - мечтает стать певицей и прославиться, Шарлотта, которую друзья ласково называют Шарли, - незадолго до начала войны сдала экзамен и теперь поедет на фронт медсестрой, Вильгельм и Фридхельм - младший брат будет служить под начальством старшего, и Виктор - еврей-портной, самый "опасный" член этой команды, он вне закона уже от рождения, и за контакты с ним любого из этой компании могут осудить.

"Наши матери, наши отцы" - кадр из фильма
"Наши матери, наши отцы" - кадр из фильма

Правдоподобна ли эта ситуация? Представьте на минуту, по прошествии 5 лет после введения в Германии расовых законов и постоянного транслирования лозунга, что главная угроза "загрязнения" арийской расы исходит от евреев, вы приходите в берлинское кафе и говорите своим немецким друзьям: "Шалом!" Нет, вас не отправляют отдыхать в ближайшую канаву, вы все вместе садитесь веселиться.

"Собакам и евреям вход воспрещен" - такие таблички висели на дверях многих заведений Германии 30-х годов XX века
"Собакам и евреям вход воспрещен" - такие таблички висели на дверях многих заведений Германии 30-х годов XX века

Все пятеро друзей изображены максимально аполитичными, в их разговоре проскакивают лозунги тех лет, но настолько поверхностно, насколько это вообще возможно. Они верят, что евреи угрожают Германии, но при этом всячески защищают и покрывают своего друга "неправильной национальности".

"Наши матери, наши отцы", кадр из фильма
"Наши матери, наши отцы", кадр из фильма

Здесь также показывается любовная линия между Гретой и Виктором, но их чувства разбиваются о реальность - они осознают, что у их отношений не может быть будущего. Виктор часто наведывается в американское посольство, чтобы добиться разрешения уехать из страны, но пока безуспешно. В итоге документы для Виктора помогает сделать любовник Греты, который служит в Гестапо. Виктор получает документы, но слишком поздно - его арестовывают и отправляют поездом в концлагерь, по дороге ему удаётся бежать, и он примыкает к отряду польских партизан, чьё появление в фильме вызвало львиную долю возмущенных отзывов из Польши.

Фальсификация истории

Польское издание "Uważam Rze" поместило на обложку фотоколлаж, изображающий Ангелу Меркель как заключенную концлагеря.
Польское издание "Uważam Rze" поместило на обложку фотоколлаж, изображающий Ангелу Меркель как заключенную концлагеря.

Польские партизаны представлены в фильме как яркие националисты и антисемиты, подпольная борьба против нацистской Германии объясняется тем, что "с русскими мы хотя бы сможем договориться".

В то время как немцы в фильме брали с собой на фронт классическую литературу, а молодые солдаты вермахта мечтали об изучении философии в Гейдельберге, польские партизаны в своих грязных одеждах просто бредили сытной колбасой и бигосом*.
*Бигос (бигус) - тушеная квашеная капуста с мясом.
Немцы, по утверждению многих комментаторов в сети, по-прежнему будут считать себя культурно превосходящими славян сверхчеловеками. Здесь - высокая литература, там - чесночная колбаса и тушенка.
Источник: интернет-издание taz
"Наши матери, наши отцы", кадр из фильма
"Наши матери, наши отцы", кадр из фильма

***

Читая отзывы и комментарии об этом фильме, я поймала себя на мысли, что узнавала больше информации не о картине, а о самих авторах этих рецензий - это кино задело многих как-то очень глубоко, потревожило что-то личное: люди писали собственные воспоминания и подробности семейной истории, отношения к событиям тех лет и к текущей ситуации в политике. Как заявляли создатели этого фильма, их главной целью было установление диалога между поколениями, но никак не разжигание нового конфликта - ну что ж, беседа вышла напряжённой.

"Не все немцы хотели воевать", "не все поддерживали Гитлера" - мне вспомнился школьник из России на трибуне Бундестага, который заявлял нечто подобное, и если бы он знал, как отзовётся его слово на родине, он зашил бы себе рот.

"Наши матери, наши отцы", кадр из фильма
"Наши матери, наши отцы", кадр из фильма

Рискуя навлечь на себя недовольство аудитории, я всё же отмечу положительные моменты фильма.

Это операторская работа и созданная атмосфера - бюджет фильма в 10 миллионов евро позволил "разгуляться", съёмки проходили в Литве, Латвии и Германии.

"Наши матери, наши отцы", кадр из фильма
"Наши матери, наши отцы", кадр из фильма
Войну наши герои переживают в "Наших матерях, наших отцах" не как единое драматическое событие, а в растущей растерянности и травматизации. Это также было главной темой для пространственного оформления фильма.
... Всё это происходит в чередовании с обширными ландшафтами Восточной Европы, которые, как и размеры этой войны, непостижимы.
Источник: интернет-издание Zdf

Здесь нет "клюквы" - в том же нашумевшем "Бункере", где Гитлер напоминает больную старую крысу, советских солдат-освободителей изобразили пьяными чудовищами. "Только не смотрите им в глаза" - предупреждают главную героиню, служащую секретарём у Гитлера, перед выходом из убежища.

К сожалению, фильм "Наши матери, наши отцы" не расскажет ничего о годах, предшествующих началу Второй мировой войны, мы не увидим идеологически настроенной немецкой молодёжи, воспитанной под лозунгом "Мы все лидеры и подчиняем себе мир", здесь не прозвучит ни слова о твёрдом убеждении Гитлера, что Европой должна управлять Германия. Фильм мог бы показать, почему нацизм обрёл такую популярность среди молодёжи тех лет, но нет - герои могут позволить себе свободомыслие и идеологические сомнения, усиливающиеся по мере повествования.

"Наши матери, наши отцы", кадр из фильма. Пятеро друзей на прощальной вечеринке перед отъездом на войну, их последняя совместная фотография
"Наши матери, наши отцы", кадр из фильма. Пятеро друзей на прощальной вечеринке перед отъездом на войну, их последняя совместная фотография

Фильм "Наши матери, наши отцы" имеет под собой документальную составляющую: образы главных героев фильма были созданы на основе пяти биографических историй. К сожалению, не было найдено никаких подтверждений того, что эти люди были друзьями - т.е. они возможно/ действительно существовали, но не знали друг друга, а ведь на теме дружбы строится повествование.

Война показана как-то фрагментарно и очень выборочно - как будто авторы пытаются оправдаться или вызвать жалость к участникам тех событий. Возможно, в этом как раз и состоит главная проблема фильма - его сложно воспринимать как целостную картину, скорее, это частички истории, искусственно склеенные между собой, а ключевые события остались "за кадром".

Спасибо за внимание.