Разделенный класс
Исследование, проведенное в 1968 году в школе Айовы
Детали эксперимента: знаменитый эксперимент Джейн Эллиотт был вдохновлен убийством доктора Мартина Лютера Кинга-младшего и вдохновляющей жизнью, которую он вел. Учительница третьего класса разработала упражнение, чтобы помочь ее ученикам из Кавказа понять последствия расизма и предрассудков.
Эллиотт разделил свой класс на две отдельные группы: студенты с голубыми глазами и студенты с карими глазами. В первый день она обозначила голубоглазую группу как высшую группу, и с этого момента у них были дополнительные привилегии, оставив кареглазых детей представлять группу меньшинства. Она отговаривала группы от взаимодействия и выделяла отдельных учеников, чтобы подчеркнуть негативные характеристики детей в меньшинстве. Это упражнение показало, что поведение детей изменилось почти мгновенно. Группа голубоглазых студентов достигла лучших результатов в учебе и даже начала издеваться над своими кареглазыми одноклассниками. У кареглазой группы была более низкая уверенность в себе и худшие академические показатели. На следующий день она поменялась ролями обеих групп, и голубоглазые студенты стали меньшинством.
В конце эксперимента дети были настолько взволнованы, что, по сообщениям, они обнялись и согласились с тем, что о людях нельзя судить по внешнему виду. Это упражнение было повторено много раз с аналогичными результатами.
Исследование соответствия
Исследование проведено в 1951 году в Swarthmore College
Детали эксперимента: д-р Соломон Эш провел новаторское исследование, которое было разработано для оценки вероятности того, что человек будет соответствовать стандарту, когда есть необходимость сделать это.
Группе участников показали фотографии с линиями различной длины, а затем задали простой вопрос: какая линия самая длинная? Сложность этого исследования заключалась в том, что в каждой группе только один человек был настоящим участником. Остальные были актерами со сценарием. Большинству актеров было дано указание дать неправильный ответ. Как ни странно, один настоящий участник почти всегда соглашался с большинством, хотя они знали, что дают неправильный ответ.
Результаты этого исследования важны, когда мы изучаем социальные взаимодействия между людьми в группах. Это исследование является известным примером искушения, которое многие из нас испытывают, чтобы соответствовать стандарту во время групповых ситуаций, и оно показало, что люди часто больше заботятся о том, чтобы быть такими же, как другие, чем о том, чтобы быть правым.
Эксперимент Куклы Бобо
Исследование, проведенное в 1961-1963 годах в Стэнфордском университете.
В начале 1960-х годов начались большие споры о том, как генетика, факторы окружающей среды и социальное обучение влияют на развитие ребенка. Эта дискуссия все еще затягивается и обычно называется дебатами «Природа против воспитания». Альберт Бандура провел эксперимент с куклой Бобо, чтобы доказать, что поведение человека в значительной степени основано на социальной имитации, а не на унаследованных генетических факторах.
В своем новаторском исследовании он разделил участников на три группы: в одной из них было показано видео взрослого, демонстрирующее агрессивное поведение в отношении куклы Бобо; другой был показан на видео пассивного взрослого, играющего с куклой Бобо; а третий сформировал контрольную группу. Дети смотрели назначенное им видео, а затем их отправляли в комнату с той же куклой, которую они видели на видео (за исключением тех, кто был в контрольной группе). Исследователь обнаружил, что дети, подвергшиеся воздействию агрессивной модели, с большей вероятностью демонстрируют агрессивное поведение по отношению к кукле, в то время как другие группы демонстрируют мало имитационного агрессивного поведения. Для тех детей, которые подверглись агрессивной модели, число производных физических агрессий, показанных мальчиками, составило 38,2 и 12,7 для девочек.
Исследование также показало, что мальчики проявляли больше агрессии при воздействии агрессивных мужских моделей, чем мальчики, подвергшиеся воздействию агрессивных женских моделей. При воздействии агрессивных мужских моделей число агрессивных случаев, демонстрируемых мальчиками, составило в среднем 104 по сравнению с 48,4 агрессивными случаями, демонстрируемыми мальчиками, которые подвергались воздействию агрессивных женских моделей. Хотя результаты для девочек показывают аналогичные результаты, результаты были менее радикальными. При воздействии агрессивных женских моделей число агрессивных случаев, демонстрируемых девочками, в среднем составляло 57,7 по сравнению с 36,3 агрессивными случаями, демонстрируемыми девочками, которые подвергались воздействию агрессивных мужских моделей. Результаты, касающиеся гендерных различий, убедительно подтверждают вторичный прогноз Бандуры о том, что дети будут сильнее подвержены влиянию однополых моделей.