Найти тему
Кристина Эйрих

Долг себе. Работа с внутренним ребенком в расстановочном упражнении

Это упражнение рекомендуется повторять регулярно, чтобы не копить долги себе самому))
Это упражнение рекомендуется повторять регулярно, чтобы не копить долги себе самому))

Недавно я обратила внимание на тот факт, что уже в течение нескольких месяцев я никак не могу избавиться от долгов, незавершённых дел и важных обязанностей.

Я постоянно кому-то что-то должна. Прочитать Психологический портрет, сделать расстановку, ответить на вопросы, сделать просроченное домашнее задание на учебе, ответить на комментарии в социальных сетях и многое другое. И сколько бы усилий я не прикладывала, эта задолженность только росла.

Я закрываю один долг, возникает ещё три. Заметив эту странную динамику, я решила сделать себе расстановку. Я поставила в поле две фигуры:
1) тот, кому я должна
2) то, что я должна

Как всегда, я ожидала увидеть какую-то историю из богатого на события прошлого моих предков, но все вышло иначе. Обе фигуры встали на мое место. И оказалось:
1) тот, кому я должна - это я сама, моя детская часть
2) то, что я должна - внимание, забота, любовь, отдых.

Оказалось, что меня настолько поглотила моя новая роль консультанта по Психологическому портрету и системного расстановщика, что я напрочь забыла о себе.

Все свободное от основной работы и трех учеб время я уделяла своим новым клиентами, онлайн консультациям, общению с потенциальными клиентами, подготовке постов и статей, ответам на вопросы. При этом я очень сильно задолжала себе.

Я поставила в поле третью фигуру - свою взрослую часть - и из этой роли спросила своего внутреннего ребенка, чего он хочет, как я могу вернуть ему долг.

В итоге получился список:
- мороженое
- пирожное
- воздушные гелевые шары (для себя, а не для прощания с нерожденным братьями и сестрами)
- мультик в кинотеатре
- рисовать! много! часто! рисовать маслом, акварелью, гуашью
- поход в дельфинарий
- "Приключения Незнайки" на ночь
- и ещё две страницы рукописного текста "требований" внутреннего ребенка.

Надо сказать, что про "Незнайку" я знала давно. Ещё проходя курс травматерапии, я купила себе полное собрание сочинений Николая Носова. И не просто так.

Когда мне было 6 лет, меня, абсолютно домашнего ребенка, положили в больницу. На несколько месяцев я осталась совсем одна вдали от родных. Родители приезжали редко, брата и сестру я помню только на одной встрече в больнице. Этот период был самым болезненным и сложным периодом моей жизни. Было много слез, отчаянья, беспомощности, тоски. Но это целая отдельная история - история большой детской травмы. Сейчас о другом.

В одной из больниц (а мне в тот период пришлось полежать в трёх), к девочке из моей палаты каждый день приходила бабушка. Девочка садилась рядом с бабушкой, и та читала ей вслух приключения Незнайки. Мне так хотелось послушать эти рассказы, а может просто побыть рядом с бабушкой, пусть даже чужой, что я старалась подобраться поближе. Но одна медсестра все время прогоняла подходивших детей, говоря, что "это не к вам пришли и него здесь подслушивать"! И я уходила. Уходила рисовать. В одиночестве.

И вот 30 лет спустя, проходя курс травматерапии, я вспомнила эту историю. Вспомнили и сразу купила себе все книги про Незнайку. Но читать никак не находилось время, постоянно возникало что-то более важное. А долг себе при этом никуда не девался. Он сохранялся и множился.

После этой расстановки я начала читать. Теперь каждый вечер я читаю себе вслух несколько глав о приключениях Незнайки.

Мне стоит большого труда не строить в голове Психологические портреты Незнайки, Знайки, Кнопочки и Сиропчика, и не искать системные причины их поведения. Но я справляюсь))

Задач и дел не стало меньше. Наоборот, их становится все больше. Но теперь они не воспринимаются как долг. Они делаются легко, с радостью, с наслаждением. Потому что главный долг - долг себе - я отдаю теперь каждый день.

А вы ничего себе не задолжали?)))

Проделайте простое расстановочное упражнение:

  1. Положите на пол в двух шагах друг от друга два листочка. На одном напишите "Я взрослый/взрослая", на второй "Мой внутренний ребенок". Вместо листочков можно поставить стулья, мягкие игрушки или подушки.
  2. Встаньте на место себя взрослого. Это вы настоящий. Посмотрите на место внутреннего ребенка. Представьте его таким, каким он вам придет.
  3. Скажите: "Дорогой мой внутренний ребенок, ты - моя детская часть. Я тебя вижу. Я взрослый и я хочу поговорить с тобой. Пожалуйста, расскажи, что тебя волнует, чего ты сейчас хочешь, чем я могу тебе помочь?"
  4. Теперь перейдите на место внутреннего ребенка, войдите в эту роль, скажите себе: "Я сейчас - мой внутренний ребенок". Побудьте в этом немного.
  5. А теперь посмотрите на себя взрослого из роли внутреннего ребенка и скажите все, что захочется высказать. Вначале ребенок может просто плакать или обиженно молчать. Дайте этому время. Затем проговорите вслух все, что идет из роли.
  6. Снимите с себя роль внутреннего ребенка, будто снимаете плащ, и оставьте на этом месте. Вернитесь в роль себя взрослого и запишите в тетрадь все, что говорил и просил внутренний ребенок. Скажите ему: "Я тебя слышу, я все сделаю, теперь я о тебе позабочусь. Что еще я могу для тебя сделать?"
  7. Снова вернитесь на место внутреннего ребенка, войдите в эту роль, побудьте в ней и выскажите себе взрослому все, что придет. Затем также снимите роль и вернитесь на место себя взрослого. Запишите, все что сказал внутренний ребенок.
  8. Можно повторить переход из роли в роль несколько раз, пока внутренний ребенок сам не изъявит желание завершить общение.
  9. Завершаем упражнение в роли взрослого. Поблагодарите своего внутреннего ребенка и теперь начинайте реализовывать все, о чем он вас просил.

Упражнение рекомендуется повторять регулярно, чтобы не копить долги себе самому))

Кристина Эйрих, интегративный психолог, системный расстановщик, консультант по Психологическому портрету.