Недавно я обратила внимание на тот факт, что уже в течение нескольких месяцев я никак не могу избавиться от долгов, незавершённых дел и важных обязанностей.
Я постоянно кому-то что-то должна. Прочитать Психологический портрет, сделать расстановку, ответить на вопросы, сделать просроченное домашнее задание на учебе, ответить на комментарии в социальных сетях и многое другое. И сколько бы усилий я не прикладывала, эта задолженность только росла.
Я закрываю один долг, возникает ещё три. Заметив эту странную динамику, я решила сделать себе расстановку. Я поставила в поле две фигуры:
1) тот, кому я должна
2) то, что я должна
Как всегда, я ожидала увидеть какую-то историю из богатого на события прошлого моих предков, но все вышло иначе. Обе фигуры встали на мое место. И оказалось:
1) тот, кому я должна - это я сама, моя детская часть
2) то, что я должна - внимание, забота, любовь, отдых.
Оказалось, что меня настолько поглотила моя новая роль консультанта по Психологическому портрету и системного расстановщика, что я напрочь забыла о себе.
Все свободное от основной работы и трех учеб время я уделяла своим новым клиентами, онлайн консультациям, общению с потенциальными клиентами, подготовке постов и статей, ответам на вопросы. При этом я очень сильно задолжала себе.
Я поставила в поле третью фигуру - свою взрослую часть - и из этой роли спросила своего внутреннего ребенка, чего он хочет, как я могу вернуть ему долг.
В итоге получился список:
- мороженое
- пирожное
- воздушные гелевые шары (для себя, а не для прощания с нерожденным братьями и сестрами)
- мультик в кинотеатре
- рисовать! много! часто! рисовать маслом, акварелью, гуашью
- поход в дельфинарий
- "Приключения Незнайки" на ночь
- и ещё две страницы рукописного текста "требований" внутреннего ребенка.
Надо сказать, что про "Незнайку" я знала давно. Ещё проходя курс травматерапии, я купила себе полное собрание сочинений Николая Носова. И не просто так.
Когда мне было 6 лет, меня, абсолютно домашнего ребенка, положили в больницу. На несколько месяцев я осталась совсем одна вдали от родных. Родители приезжали редко, брата и сестру я помню только на одной встрече в больнице. Этот период был самым болезненным и сложным периодом моей жизни. Было много слез, отчаянья, беспомощности, тоски. Но это целая отдельная история - история большой детской травмы. Сейчас о другом.
В одной из больниц (а мне в тот период пришлось полежать в трёх), к девочке из моей палаты каждый день приходила бабушка. Девочка садилась рядом с бабушкой, и та читала ей вслух приключения Незнайки. Мне так хотелось послушать эти рассказы, а может просто побыть рядом с бабушкой, пусть даже чужой, что я старалась подобраться поближе. Но одна медсестра все время прогоняла подходивших детей, говоря, что "это не к вам пришли и него здесь подслушивать"! И я уходила. Уходила рисовать. В одиночестве.
И вот 30 лет спустя, проходя курс травматерапии, я вспомнила эту историю. Вспомнили и сразу купила себе все книги про Незнайку. Но читать никак не находилось время, постоянно возникало что-то более важное. А долг себе при этом никуда не девался. Он сохранялся и множился.
После этой расстановки я начала читать. Теперь каждый вечер я читаю себе вслух несколько глав о приключениях Незнайки.
Мне стоит большого труда не строить в голове Психологические портреты Незнайки, Знайки, Кнопочки и Сиропчика, и не искать системные причины их поведения. Но я справляюсь))
Задач и дел не стало меньше. Наоборот, их становится все больше. Но теперь они не воспринимаются как долг. Они делаются легко, с радостью, с наслаждением. Потому что главный долг - долг себе - я отдаю теперь каждый день.
А вы ничего себе не задолжали?)))
Проделайте простое расстановочное упражнение:
- Положите на пол в двух шагах друг от друга два листочка. На одном напишите "Я взрослый/взрослая", на второй "Мой внутренний ребенок". Вместо листочков можно поставить стулья, мягкие игрушки или подушки.
- Встаньте на место себя взрослого. Это вы настоящий. Посмотрите на место внутреннего ребенка. Представьте его таким, каким он вам придет.
- Скажите: "Дорогой мой внутренний ребенок, ты - моя детская часть. Я тебя вижу. Я взрослый и я хочу поговорить с тобой. Пожалуйста, расскажи, что тебя волнует, чего ты сейчас хочешь, чем я могу тебе помочь?"
- Теперь перейдите на место внутреннего ребенка, войдите в эту роль, скажите себе: "Я сейчас - мой внутренний ребенок". Побудьте в этом немного.
- А теперь посмотрите на себя взрослого из роли внутреннего ребенка и скажите все, что захочется высказать. Вначале ребенок может просто плакать или обиженно молчать. Дайте этому время. Затем проговорите вслух все, что идет из роли.
- Снимите с себя роль внутреннего ребенка, будто снимаете плащ, и оставьте на этом месте. Вернитесь в роль себя взрослого и запишите в тетрадь все, что говорил и просил внутренний ребенок. Скажите ему: "Я тебя слышу, я все сделаю, теперь я о тебе позабочусь. Что еще я могу для тебя сделать?"
- Снова вернитесь на место внутреннего ребенка, войдите в эту роль, побудьте в ней и выскажите себе взрослому все, что придет. Затем также снимите роль и вернитесь на место себя взрослого. Запишите, все что сказал внутренний ребенок.
- Можно повторить переход из роли в роль несколько раз, пока внутренний ребенок сам не изъявит желание завершить общение.
- Завершаем упражнение в роли взрослого. Поблагодарите своего внутреннего ребенка и теперь начинайте реализовывать все, о чем он вас просил.
Упражнение рекомендуется повторять регулярно, чтобы не копить долги себе самому))
Кристина Эйрих, интегративный психолог, системный расстановщик, консультант по Психологическому портрету.