Люк Бессон в последние годы радует нас как режиссер и сценарист не особо часто, из последнего припоминаю «Валериана» и «Анну». Увы, первая картина прославилась мискастом, который обернулся коммерческим провалом. А вторая — клюквой и вторичностью.
А вот проекты Бессона (как режиссера или сценариста, продюсера) из нулевых до сих пор на слуху: «Такси», «Васаби», «13-й район» и... менее известные (как мне думается) «Ямакаси».
«Ямакаси» (2001 год) рассказывают историю неплохих, в общем-то, ребят. Они — потомки иммигрантов, спортсмены. Увлекаются паркуром — любят преодолевать препятствия городского ландшафта, забираться на здания, выполнять акробатические трюки. Их обожает местная ребятня и ненавидят полицейские. Правда, один из стражей порядка, «наполовину араб» — друг экстремальщиков.
Однажды, по косвенной вине «Ямакаси» случается страшное — подражавший им мальчик попадает в беду. Нужны деньги, много денег. И здесь «трюкачам» предстоит непростой выбор...
Фильм хорош, как по мне. Самое интересное, что в главных ролях действительно выступили настоящие спортсмены и основатели паркура.
Стоит отметить адекватный сценарий — как раз им занимался Бессон. Персонажи запоминаются, хоть сам фильм имеет незамысловатый (на первый взгляд) сюжет и небольшую продолжительность хронометража.
На фоне паркурных трюков и забавных сцен, мы видим и ряд проблем, которые хотели осветить создатели фильма.
Например, та самая иммиграция. Да-да, Бессон вообще так или иначе, застрагивает проблему почти в каждой своей картине. Здесь мы видим таких «приезжих» в довольно положительном ключе. Ясно очерчен конфликт: друг ребят — «законник» — рассчитывает на государство, которое поможет решить проблему. И в фильме (спойлер) ошибается.
Но Ямакаси сторонники «закона джунглей», хоть и не являются «профессиональными преступниками». Они четко уяснили, что являются для чиновников «гражданами второго сорта». И совесть заставляет Ямакаси поступать «по-робингудовски», противозаконно. Хоть и во благо.
Видим мы и жесткую реальность государства: кто-то наживается на чужом несчастье, кому-то можно решить проблему лишь с помощью денег. Рядовые врачи устали, министры лгут, полиция — равнодушна (делаем, что говорят, у каждого — свои задачи). Напустили в страну иммигрантов, ну а что насчет социалочки? Классовое противопоставление (прям по Марксу, что это со мной) в фильме присутствует, плюс оно отягощено французскими особенностями. Да, Бессон ситуацию в родной стране ощущал хорошо.
Конечно, кому-то фильм может показаться простым и легкомысленным. Но ругать «Ямакаси» не могу: это кино моего детства, ностальгическое, можно сказать. Оно не только о крутых экстремалах, но и о том, что иногда надо исправлять свои ошибки. А еще «Ямакаси» пропагандируют, вполне себе, спорт и здоровый образ жизни. В общем, «старинное» французское кино с душой. Рекомендую.
А с вами был Темный критик, еще увидимся. Ставьте лайки понравившимся статьям, это очень важно для развития канала. И да, у меня еще есть отличный паблик в ВК, заходите! Еще один мой канала на Дзене, про войны и политику прошлых веков — Темный историк.