Не так давно – 9 февраля 2019 года, командующий ВВС Швеции Матс Хельгессон в ходе недавней презентации в Финляндии, куда Швеция пытается экспортировать свои самолеты, заявил, что шведский истребитель Saab Gripen E может победить российские самолеты серии Су, не прибегая к дорогостоящей стелс-технологии снижения заметности, ставку на которую делают США. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе. Пока наши отечественные самолеты пытаются выжать максимум из тактико-технических характеристик самолетов, таких как Су-57, похоже наши конкуренты пошли совсем в другом направлении, журнал Combat Aircraft опубликовал интересную статью про новые шведские самолеты - Gripen .
Вы никогда не задумывались что будет с самолетом, если начать развивать вычислительные техники и программирование в самолетостроении? Похоже таким вопросом задались Шведы перед началом проектирования новых самолетов – Gripen, так как именно эти самолеты используют более 40 компьютеров, которые выполняют все основные боевые функции истребителя и одновременно следят за всем его оборудованием. Швеция уже давно взяла направление на развитие современного программного обеспечения для различных отраслей промышленности и науки, с полным обновлением его через каждые два или три года. В Швеции они известны как стандарты материальных средств (МС). Одним словом, финансирование таких отраслей идет полным ходом. Каждое пересмотренное издание MS добавляет больше функциональности к системам, уже установленным на самолете. Боевая авиация выбрала только два элемента нынешних систем миссии Gripen, чтобы проиллюстрировать, насколько самолет опережает своих коллег по технологическим ставкам. Тактическая информационная система Gripen передачи данных (TIDLS) имеет соединение воздух-воздух, которое позволяет самолету стрелять из его оружия, используя канал передачи данных, чтобы настроить выстрел и это их военная тайна. Шведские пилоты думают и используют "звено" истребитель в связке с другими самолетами как одно целое, как фундаментальная часть их операций. При обсуждении операций истребителей им трудно говорить о звене, как об отдельном элементе. Он настолько глубоко интегрирован в их способность летать и сражаться, что они выражают искреннее недоумение по поводу того, как кто-то может выжить в отдельности.
Тактическая информационная система передачи данных Gripen (TIDLS) имеет два элемента: двустороннюю связь "воздух-земля" и связь "воздух-воздух" с другими самолетами. До четырех самолетов могут быть активными (передающими) по каналу передачи данных в любой момент времени, а неограниченное количество (неактивные) - пассивными, принимающими данные из других источников. В воздухе приемы и отправления сигналов имеют свой диапазон, составляющий 500 км, и это может быть расширено за счет использования промежуточных самолетов в качестве ретрансляционных платформ. Обширные испытания показали, что эта система не поддается выходу из строя. Шведская национальная система передачи данных, или подобная ей, доступна клиентам, которым нужна специальная национальная система для своих сетей ПВО. Например, такие клиенты, как Южная Африка и Таиланд, внедрили в свои Gripen, индивидуальные возможности передачи данных. Существует также вариант включения системы Link 16 под руководством США, которая необходима для обеспечения совместимости с НАТО. Хотя Link 16 — это более медленная, менее надежная и менее эффективная система, чем шведская технология Link, но является необходимой для проведения коалиционных операций с США.
Использование канала передачи данных ограничено только вашим воображением. В качестве своей самой основной функции звено передает данные о состоянии радаров, датчиков и самолетов в любую точку командно-диспетчерской цепи, в воздушно-десантные средства управления в любой другой Gripen.
Используя радар Erieye (например), можно получить гораздо более широкую воздушную картину действий Gripen, что значительно увеличивает их боевую досягаемость. Для передачи данных пилоту достаточно выбрать соответствующий радиоканал (который заранее задается системой планирования полета) и нажать на кнопку. Передача по каналу связи обычно занимает пять секунд. Любой бортовой Gripen может передавать боевую информацию в реальном времени прямо в кабину другого самолета, который перевооружается и заправляется на земле. Пилот этого самолета будет полностью проинформирован о текущей тактической ситуации — и о состоянии остальной части его эскадрильи-прежде чем он покинет Землю, чтобы вновь вступить в бой.
В воздушном бою канал передачи данных позволяет самолетам использовать превосходную радиолокационную станцию "Gripen" и присущую ей скрытность. Команды защищающихся самолетов могут быстро и эффективно классифицировать, расставлять приоритеты и распределять цели. Все Воздушные защитники знают, что правильно и быстро сделать свой целевой ход — это разница между победой и поражением. Но помимо этой существенной возможности, канал передачи данных позволяет Gripen делать гораздо больше. Используя эту связь, группы самолетов могут вести скрытные дальние бои, уничтожая цели, не выдавая своего присутствия. Имея данные о цели от своего радара или другого источника, такого как Erieye, один Gripen может передавать эту информацию на второй самолет с выключенным собственным радаром и активными датчиками.
Без излучающего радара второй "Gripen" с меньшей вероятностью будет обнаружен вражеским самолетом. Этот Gripen может затем стрелять своими ракетами, и первое, что его цель должна знать об этом, — это когда входящее оружие становится активным. Но к тому времени уже слишком поздно. Более сложная тактика требует, чтобы один "Gripen" обеспечивал среднее наведение ракет другого самолета, используя канал передачи данных для настройки выстрела. Это позволяет "скрытному" стрелку поражать цели далеко за пределами собственного радиуса действия радара и держать защитников вне досягаемости ответного выстрела. Внедрение РЛС ES-05 Raven active Electronic scanned array (AESA) и MBDA Meteor BVRAAM на Gripenсе позволит вывести этот элемент боевых возможностей самолета на совершенно новый уровень.
Ews39-3 - Комплекс систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и самозащиты "Gripen", выпускаемый компанией Saab Electronic Defence Systems, уже является одним из самых передовых в эксплуатации. Нынешняя система РЭБ EWS39-2, установленная на Gripen C/D, включает в себя полный набор приемников предупреждения, глушителей и контрмер. Некоторые из его возможностей уже являются уникальными для тактического истребителя. Система обладает достаточной точностью и точностью для классификации и идентификации излучателей угроз и детального отображения их на основных дисплеях кабины пилотов. Пилот "Gripen" всегда будет знать, где находятся вражеские радары, какого они типа и какова их смертельная дальность. Эта система EWS39-2 находится на шведском вооружении уже более 10 лет.
Следующее поколение EWS39-3 для Gripen NG, которое проходит испытания на демонстрационном самолете, включает в себя совершенно новую систему предупреждения о ракетном приближении Saab Electronic Defence Systems (MAWS). Произведенный командой в Швеции и Южной Африке, MAWS значительно повышает способность "Gripen" обнаруживать, реагировать и поражать ракеты класса "земля-воздух". Это одно из первых таких предупреждений системы, которые будут разработаны для высокоэффективного боевого самолета. Детекторы MAWS также могут быть объединены с лазерной системой предупреждения.
Охват ESM (electronic surveillance measures) EWS 39-3 был расширен на более широкую полосу пропускания, в то время как его система обнаружения и подавления помех использует новейшие методы цифровой радиочастотной памяти (DFRM). От технологии манипулирует и искажает враждебные радиолокационные передачи, ретранслируя их в виде ложных данных обратно на целевую РЛС. EWS 39-3 может также включать буксируемую радиолокационную приманку, если это необходимо.
Ну как вам теперь, эти маленькие безобидные Gripen , на треть состоящие из пластика, уже не кажутся такими - слабыми?