Найти в Дзене
Cult

Ретротехника никогда не чувствовала себя более релевантной

Визуальный язык ранних компьютеров проник в популярную культуру, начиная с фильмов о киберпреступности и заканчивая клубными вечерами, и продолжает оказывать влияние на целое поколение художников и музыкантов. Берлинский пионер электронной музыки Роберт Хенке размышляет о творческом потенциале стареющих технологий. "Современные" устройства могут быстро потерять свой блеск, становясь все более неуклюжими и тупыми, однако работа берлинского пионера электронной музыки, соавтора программы Ableton Live (которая произвела революцию в современных ди-джейских сетах) и аудиовизуального художника Роберта Хенка доказывает, что даже несомненно ретро-технология сохраняет преобразующие качества. Последний перформанс-проект Хенке, CBM 8032 AV, дает центральную сцену "линейке" из пяти CBM [Commodore Business Model] 8032 компьютеров. Эти коренастые, угловатые модели были первоначально выпущены в начале 1980-х годов, в то время, когда сам Хенке впервые экспериментировал с компьютерным программированием


Визуальный язык ранних компьютеров проник в популярную культуру, начиная с фильмов о киберпреступности и заканчивая клубными вечерами, и продолжает оказывать влияние на целое поколение художников и музыкантов. Берлинский пионер электронной музыки Роберт Хенке размышляет о творческом потенциале стареющих технологий.

"Современные" устройства могут быстро потерять свой блеск, становясь все более неуклюжими и тупыми, однако работа берлинского пионера электронной музыки, соавтора программы Ableton Live (которая произвела революцию в современных ди-джейских сетах) и аудиовизуального художника Роберта Хенка доказывает, что даже несомненно ретро-технология сохраняет преобразующие качества.

Последний перформанс-проект Хенке, CBM 8032 AV, дает центральную сцену "линейке" из пяти CBM [Commodore Business Model] 8032 компьютеров. Эти коренастые, угловатые модели были первоначально выпущены в начале 1980-х годов, в то время, когда сам Хенке впервые экспериментировал с компьютерным программированием в школе. Несколько лет назад он купил CBM 8032 на eBay "просто так", и быстро вдохновился их ограничениями, а также их потенциалом.

"Программное обеспечение для кодирования этих систем настолько радикально отличается от того, как вы работаете сегодня. Я понял, что присущие ограничения представляют собой интересный вызов. Это минимализм по дизайну. С этими компьютерами нельзя много делать в реальном времени, поэтому все должно быть структурировано и уменьшено. И тут возвращается очень современная идея художественной работы... Я начал исследовать, как далеко я могу продвинуть ее. И в какой-то момент проект должен был превратиться в командную работу, потому что рабочая нагрузка взорвалась, и сфера проекта расширилась от "выполнения работы для галереи на одной машине" до "разработки сетевой системы из пяти компьютеров, на которых работает AV-перформанс". - говорил Хенке.

Программное обеспечение для кодирования этих систем настолько радикально отличается от того, с чем мы работаем сегодня.

Я понял, что присущие ограничения представляют собой интересный вызов. Это минимализм по дизайну. С этими компьютерами нельзя много делать в реальном времени, поэтому все должно быть четко структурировано и уменьшено. И тут возвращается очень современная идея художественной работы... Я начал исследовать, как далеко я могу продвинуть ее. И в какой-то момент проект должен был превратиться в командную работу, потому что рабочая нагрузка взорвалась, и сфера проекта расширилась от "выполнения работы для галереи на одной машине" до "разработки сетевой системы из пяти компьютеров, на которых работает AV-перформанс".

Возможности "старинных" компьютеров также были расширены за счет аппаратного обеспечения, которое должно было появиться в 1980 году. Полученное в результате выражение чувствуется подвешенным между эпохами и интерфейсами: ретро/футурист, человек/машина. Как и большая часть работ Хенке, она также странно эмоциональна; есть что-то очень ностальгическое, а также странно шикарное в старых технологиях.

Гипнотические, мерцающие мониторы CBM 8032 заставили меня вспомнить свой первый компьютер, как ребенка середины 80-х: урезанный Commodore 16. Еще тогда это был ограниченный компьютер, с шестнадцатью килобайтами памяти (сегодня для базового использования смартфона потребовалось бы в среднем 5 Гб, или 5 000 000 килобайт), но я все еще иногда мечтаю о его графике и звуках. Однажды я последовал простой программе, чтобы превратить его клавиатуру в десятизначный "синтезатор", и мне показалось, что я серенадирую космическое пространство.

Хенке демонстрирует похожую на CBM 8032 вставку: "Прежде всего, эти зеленые катодно-лучевые дисплеи выглядят по-настоящему круто, с более современной технологией, просто с чисто визуальной стороны. И еще есть культурный каркас". Компьютеры вроде этих когда-то были будущим; сейчас они - прошлое, но они очень живые, как популярные образы: без зеленых символов на экране нет ничего особенного в компьютерных преступлениях. Или подумайте о сцене открытия первого фильма "Инопланетяне"

Вся генерация изображений основана на использовании набора, возможно, пятидесяти "графических символов: иконки размером 8 x 8 пикселей, как части набора символов 'PetASCII', и все. До сих пор не могу поверить, что мы смогли создать столько мощности с помощью одного 8-ми битного процессора и без дополнительных звуковых чипов или аппаратных синтезаторов. Звук сырой, но изысканный".

Более ранние поколения пионеров компьютерной графики, в частности немецкий новатор Манфред Мор (чьи эксперименты по "алгоритмическому искусству" начались в конце 1960-х годов) подпитывали собственное вдохновение Хенке, хотя больше всего он, похоже, взволнован вызовом ограничений. Это творческое напряжение, очевидно, относится к CBM 8032 AV, как он говорит:

"Мы учились с нуля; мы должны были понять много новых старых концепций и глубоко погрузиться в аппаратное обеспечение, чтобы это произошло... Представьте себе, у этих компьютеров нет даже чего-то вроде стандартного сетевого подключения или программного обеспечения, прошивки и аппаратного обеспечения для этого! Так что мы даже изобретали наше собственное аппаратное обеспечение "параллельной шины данных, управляемой прерываниями" только для того, чтобы заставить компьютеры говорить друг с другом".

На протяжении всей работы Хенке, очарование "ограничений" на самом деле приносит плодовитые, далеко идущие проекты, включая серию перформансов Lumiere на лазерной основе (в настоящее время находится в третьем воплощении), а также гладкие поэтические визуальные инсталляции, такие как Fragile Territories [2012] и Destruction Observation Field (премьера состоялась в 2014 году, а презентация состоялась в июле этого года в замке Банффи в Бонтиде, Румыния).

Более ранние поколения пионеров компьютерной графики, в частности немецкий новатор Манфред Мор (чьи эксперименты по "алгоритмическому искусству" начались в конце 1960-х годов) подпитывали собственное вдохновение Хенке, хотя больше всего он, похоже, взволнован вызовом ограничений. Это творческое напряжение, очевидно, относится к CBM 8032 AV, как он говорит:

"Мы учились с нуля; мы должны были понять много новых старых концепций и глубоко погрузиться в аппаратное обеспечение, чтобы это произошло... Представьте себе, у этих компьютеров нет даже чего-то вроде стандартного сетевого подключения или программного обеспечения, прошивки и аппаратного обеспечения для этого! Так что мы даже изобретали наше собственное аппаратное обеспечение "параллельной шины данных, управляемой прерываниями" только для того, чтобы заставить компьютеры говорить друг с другом".

Такие компьютеры когда-то были будущим; сейчас они - прошлое, но они очень живые, как популярные образы.

"Лазер" - это очень ограниченное средство, но у него очень специфическое визуальное качество. Комбинация затрудняет создание чего-то уникального и убедительного, но в то же время она вознаграждается. Ограничения обычно являются хорошей вещью при создании; они обеспечивают ясность".

Поклонники клубного выхода Хенке будут рады услышать, что в начале февраля в Медельине, Колумбия, он также представляет выступление в аудио-видео окружении его известного актера электронной музыки Monolake, и что CBM 8032 AV также обещает "ударный" импульс. ("Физическая сущность там по частям", обещает Хенке).