Рассказываю, как найти хорошего режиссёра и в чем заключается его основной функционал во время создания кинокартины.
Режиссер - это творческий руководитель, несущий свою идею через долгий процесс создания аудиовизуального поизведения. Холст, кисти и краски - инструменты в руках художника. В руках у режиссёра находятся вообще все творческие инструменты, которые можно представить. Кино — это совокупность всех искусств: музыки, фотографии, театра, литературы, живописи, архитектуры и т.д. Следовательно, в руках у режиссёра находятся все участки съемочной группы, для удобства поделённые на отделы, где он выражает свою идею, усиливая ее всеми возможными средствами одновременно.
Хороший режиссёр общается без переводчика
Режиссер сам должен быть немного оператором, осветителем и актёром, чтобы суметь наиболее чётко поставить задачу.
Пример, режиссёр просит композитора изменить саундтрек на двадцатой минуте - "Хочу волшебнее!" Это достаточно эфемерная задача, и к компромиссу придётся идти достаточно долго, но если он сам может понять, что его отвлекает, и правильно обьяснить "Давай оставим только пэды и едва-едва пустим колокольчики, а ударка явно лишняя", то композитору уже будет гораздо больше понятна задача, он сможет попробовать ответно обозначить, почему это наоборот, например, проигрышный ход.
Режиссер должен чётко понимать особенности работы каждого из своих коллег.
Хороший режиссёр даёт ощущение свободы
Режиссер обязан на протяжении всего проекта вести свою задумку к финалу, максимально оберегая ее от вмешательства посторонних. Такое присходит зачастую тогда, когда общая задача поставлена слишком размыто, а воссоздаваемый мир понимает только он сам.
Если бы актёр досконально знал замысел режиссёра касательно своего героя, каждую деталь его судьбы, то смог бы воссоздать персонажа, необходимого для режиссёра без его постоянного участия, получив ощущение свободы творчества, что настраивает на комфортную работу.
Чтобы предоставить такое ощущение каждому из своих коллег, режиссёр должен уметь чётко сформулировать правила мира, в котором будет происходить история. Но если он даже оператору этого сформулировать не может, тогда как покажет это зрителю?
Хороший режиссер думает
Как вы понимаете, быть режиссёром — не значит стать единственным участником съемочной группы, знающим, каким должен сложиться фильм в финале, а постоянно думать и нативно контролировать, чтобы фильм точно сложился. У всех остальных участников команды мысли должны быть заняты только своими профильными задачами, то есть оператору не так важна задача актера, и наоборот. Но режиссёр думает о каждой из них одновременно.
Поэтому, когда фильм хороший - выделяют всю съемочную группу, а если что-то не получилось — это всегда ошибка режиссера.
Хороший режиссер работает с равными
Бывает, смотрите фильм и восклицаете "Какой классный саундтрек!", или "Меня больше всего поразила операторская работа!"
Такая ситуация может значит только одно — команда не уравновешена, то есть на среднего режиссёра в одной из сфер работает настоящий мастер, заслоняя собой всех и забирая внимание от самого главного — самого фильма. При этом, без такого "выскочки" фильм работал бы гораздо лучше, погружая в себя плавно, без перегибов в сторону одного из искусств.
Хороший режиссер, имея возможность выбрать себе ключевых людей из команды, всегда знает, с кем они "встанут" максимально гармонично, либо сумеет подумерить или, напротив, подогреть пыл одного из коллег.
Хороший режиссер готов к компромиссу
На любых съемках, без исключения, происходят форс-мажоры. В павильоне может обрушится потолок, исполнитель главной роли — сломать ногу, а реквизит — куда-то испариться. Бывают ситуации, когда решать необходимо здесь и сейчас, так как деньги за аренду и гонорары капают, и приходится, поняв возможности продюсерского отдела, срочно искать творческое решение, чтобы все переиграть. Хороший режиссёр всегда готов к любому неожиданному повороту, не испугается и примет взвешенное решение, которое минимально навредит его замыслу.
Всегда есть проект, подготовленный на бумаге и реальные жизненные обстоятельства. Найденный режиссёром компромисс между этими двумя вещами и есть будущий фильм.
Хороший режиссёр уже имеет профессию
Почти всегда в режиссуру приходят люди, освоившие любой другой из видов искусств. Они делают главную ставку на полученный в первой специальности опыт, таким образом получаются режиссёры-психологи, режиссёры-продюсеры, режиссёры-художники по свету и так далее.
Хороший режиссёр в совершенстве владеет ещё чем-то, помимо режиссуры и использует это, как один из главных инструментов.
Хороший режиссёр знает свою главную тему
Известно, что каждый режиссёр из года в год переснимает один и тот же фильм — у него есть четкая тема, в рамках которой он научился высказываться и делает это великолепно.
Если пять режиссёров прочитают один сценарий, то снимут его совершенно по разному, выделив для себя индивидуально сильные моменты. Свою личную тему режиссёр привносит в фильм, подкрепляя навыками из своей второй профессии, из чего и складывается его режиссерский почерк.
Хороший режиссёр — хороший человек
Существует стереотип, что режиссёр никогда не встаёт с кресла и, схватив рупор, постоянно на всех кричит.
Это заблуждение, ведь он работает не с пленкой, а с живыми людьми, поэтому должен быть сильным, коммуникабельным и вдохновляющим. Вся его работа строится на общении и возможности говорить и слышать, поэтому его чисто человеческие качества играют далеко не последнюю роль в успехе будущего фильма.
Если же режиссёр действительно гений, но постоянно находится с командой в конфликте, то представьте, какое произведение искусства он смог бы создать, если помочь ему найти людей, с которыми будет действительно комфортно работать?