Найти тему
РЕЖИК РЕЖЕТ

Почему снять рекламу так дорого?

Оглавление

"Актеры ж вроде всего одну минуту покривлялись, а ценник бешеный!" Объясняю все по полочкам для заказчиков рекламных роликов.

Представим ситуацию: Вы - заказчик, открываете смету, а там сумма в несколько миллионов. "Ничего себе, сколько эти парни просят, там снять-то на пол минутки!" Разбираемся.

Стоимость аренды оборудования

Посмотрев смету, вы можете увидеть много разных, как может показаться, "понтов". И рельсы, и кран и десять наименований осветительных приборов.

"У нас же в ролике семья сидит напротив друг дружки и молочко похлёбывает! Ну куда все это? Почему не снять все у моего приятеля дома на фотоаппарат?"

Снять, конечно, можно, но разница будет поразительная.

Безусловно, настоящий профессионал не зависит от оборудования и способен создать достойную рекламу даже с небольшим бюджетом. Достойна она может быть по своей драматургии и эффективности, но никак не по визуальной ценности.

Если вы посмотрите любой из культовых фильмов, например, Титаник (1995) и нажмете на стоп, то все органично: реквизит, актеры, с какой точки они сняты, ничто не выпячивается. А если представить вместо плавно перемещающейся между столиками камеры, создающей атмосферу (отсутствие необходимой техники) или вашего приятеля-актера вместо Ди Каприо (плохой кастинг-директор) то все тут же рушится. В кино важна каждая деталь, иначе зритель перестанет верить в его правдивость.

Следовательно, отказываясь от вроде бы незначительной статьи в смете, как например, плейбэк (монитор, за которым режиссёр наблюдает за записью с камеры в режиме реального времени), то на краешке гарнитура может случайно возникнуть пластиковый стаканчик с кофе, увидев который, зритель тут же потеряет интерес к вашему продукту, или стаканчик придётся потом замазывать, прибегая к в десятки раз более дорогостоящей графике. А вы просто решили убрать ненужный монитор за 3 рубля.

Зарплаты

Когда вы делаете хороший ремонт дорогой квартиры, советуют прибавлять примерно половину, а то и всю стоимость жилья. Этот принцип так же работает в кинопроизводстве, где цена оплаты труда может занять до 50% от бюджета.

"Разве нельзя пригласить меньше людей, тем самым, сэкономив?"

Создание аудиовизуального произведения - это коллективная работа, где каждый должен чётко выполнять свою функцию, иначе проект может по тем или иным причинам не сложиться.

Например, есть художник-постановщик, который прорабатывает визуальное решение проекта с точки зрения цвета, фактуры и геометрии, согласовавший это с режиссёром, а продюсер — с вами.

Но тут, помимо его имени, вы видите в смете такие пункты:

  • Художник по гриму
  • Художник по костюмам
  • Художник по реквизиту
  • Дизайнер
  • Ассистент художника-постановщика
"Зачем платить шестерым, когда вроде как хватит и одного?"

Все не так просто. Представьте себе директора компании, который должен двигать ее в одном направлении. В целом, он может все сам - управлять сотрудниками, нанимать новых, платить налоги, искать клиентов, встречаться с клиентами, организовать корпоратив и так далее. Обычно так и происходит, но когда ваша компания только начинает, и вы, как управленец, работаете менее эффективно, вечно отвлекаясь на другие задачи.

Чем больше людей - тем дороже получится проект, как с точки зрения сметы, так и с точки зрения итогового продукта.

Следующий момент - они все будут работать три смены (по 12 часов), художник-постановщик получит 10 рублей, плюс ещё 30 рублей его команда.

"Да я такие деньги своим сотрудниками за месяц работы плачу!"

Здесь нужно понимать, что почти вся работа над рекламным проектом состоит из подготовки, обычно это минимум несколько недель, плюс пост-продакшн (монтаж, звук, графика и цветокоррекция), что выливается в тот же самый месяц, плюс, в отличие от других профессий, действительно хорошие кинематографисты на дороге не валяются.

Художественный отдел делает арты, раскадровку, зарисовки, макеты декораций, прорабатывает визуальный образ, шьёт костюмы по меркам актеров, курирует стройку в павильоне — это очень большой пласт работы, а три съемочных дня художник будет просто контролировать, чтобы она была реализована так, как было задумано.

Следовательно, гонорар каждого участника (если это не осветитель или второй оператор) рассчитывается из того, что человек потратит ещё долгое время на погружение в проект.

Пост-продакшн

Окей, монтаж (складываем кадры в единый фильм), цветокоррекция (прорабатываем визуальное единство по цвету, выделим зелёный), графика (хочу чтобы анимированная корова помычала) и дизайн (всякие надписи пусть правильно свёрстанные всплывают) — это вроде понятно.

"Но зачем нам писать музыку и делать дубляж? Можно же звук прямо на площадке записать, а тут ещё актеров звать! И вообще, нравится мне песня Show Must Go On!"

Покупка прав на музыку может занять даже большую часть бюджета, а разработать композицию с нуля под четкий хронометраж и цели — наиболее эффективный и недорогой способ.

Дублировать диалоги и с нуля перезаписать каждый звук — наиболее удобный вариант, чтобы на площадке работать только с визуалом, так как аренда студии звукозаписи на сутки гораздо дешевле упущенной из-за дублей с браком по звуку смен. А чем меньше съемочных дней, тем существенно дешевле, поэтому не скупитесь потратить на работу со звуком на посте 10 рублей, чтобы сэкономить 100 на съемках (Это не касается графики).

Итог

Надо признать, что сегодня реклама на уровне многомилионных бюджетов может работать даже хуже, чем более недорогие стилизованные аналоги. Всему виной интернет и изменение формата восприятия информации целевой аудиторией.

Недорогая реклама, конечно, поможет продать ваш продукт, но не создаст вам правильный имидж компании, который получится благодаря хорошему бюджету и будет долгие годы поддерживать ваше доброе имя.