Начало прогулки по улице Фрунзе – здесь.
Пройдя мимо неоготического здания Храма Пресвятого Сердца Иисуса (ул. Фрунзе, 157А), мы оказываемся перед самым, пожалуй, известным образцом самарского модерна – усадьбой Курлиных (ул. Фрунзе, 159), построенной в 1903 году по проекту уже хорошо знакомого нам Александра Зеленко. Сейчас на этой территории находится Самарский музей модерна.
Сегодня мне почему-то не хочется рассказывать о первых хозяевах усадьбы. Наверно, сказывается влияние вчерашнего Первомая)). Не время сегодня расписывать сытую жизнь молодой российской буржуазии! Давайте потуже подтянем пояса и порассуждаем об архитектуре. Что такое модерн? Откуда он взялся? Куда исчез? А в качестве иллюстраций используем виды всё той же усадьбы.
Начну издалека. Человек покинул леса, поля и горы, и, поселившись в большом городе, остался без красоты и разнообразия естественной среды обитания. Архитектура в какой-то степени восполнила эту потерю. Иногда она даже соперничала с природой и утверждала свое превосходство над ней. Так или иначе, зодчим удавалось преодолеть изначальную депрессивность городского ландшафта.
В XIX веке наступил период, когда поиск новых форм в архитектуре свелся к повторению и комбинированию уже известных стилей, включая экзотические. Всё это многообразие принято называть эклектикой, а отдельные направления обычно имеют в названии приставки нео- и псевдо- (например, неоренессанс, псевдоготика). Казалось, принципиально новый, чистый стиль уже невозможен, но в конце XIX века он появился. В разных странах он назывался по-разному. В России прижилось название модерн.
Стиль модерн по-своему революционен, он частично отказывается от прежних достижений архитектуры (например, принципиально не использует колонны классических ордеров). Он как бы возвращает архитектурную мысль в исходную точку – к лесам и горам. И если классицизм в этой точке выбрал когда-то путь противопоставления природе, то модерн предлагает сближение и дополнение.
Асимметричность, избегание прямых линий и прямых углов, богатый декор с использованием образов растительного и животного мира – всё это предельно сближает архитектуру модерна с природным ландшафтом. А чем модерн дополняет природу? Конечно, стилизацией форм, использованием выразительных возможностей новых материалов: бетона, металла и стекла. Но главное – это, пожалуй, антропоцентризм, подчинение внешних форм здания его внутренней конструкции, которая в свою очередь продиктована потребностью человека в определенном наборе помещений.
Переменная этажность, асимметричность, эркеры, ступенчатое расположение окон – это не просто средства выражения, но прежде всего результат компактной упаковки во внешние стены удобно расположенных комнат, коридоров, лестниц и несущих конструкций.
Внешний декор здания, как правило, перекликается с внутренним.
Большие окна и остекленные двери делают границу между помещением и внешним миром прозрачной.
Дом в стиле модерн – это уже не столько крепость, сколько презентация хозяев. Но на это и сделан расчет. Чего стыдиться прогрессивным людям! И пусть иные осуждают и ворчат, называя особняк нелепо роскошным*! Не они ли вместе с другими зеваками, завидев поданный к парадному подъезду автомобиль, стоят, как зачарованные, ожидая, что вот-вот сквозь стеклянные двери завиднеется светлое платье, проплывет вниз по каменным ступеням и покажется на пороге сама Александра Павловна Курлина в бриллиантах с грецкий орех** величиной.
Век русского модерна был недолог. Его обвиняли в бездуховности, в ориентации на низменные наклонности человека, вульгарности, поверхностном копировании иностранных идей. Уже в 1910-е годы русские архитекторы отдавали предпочтение неоклассицизму. Но модерн не стал тупиковой ветвью развития архитектуры. Как ни странно, он подготовил почву для возникновения такого антибуржуазного стиля, как конструктивизм. При всей внешней несхожести (отсутствие декора, большие размеры) конструктивизм, как и модерн, утверждает красоту функциональных форм и использует для этого те же материалы (бетон, стекло и металл).
Впереди на нашем маршруте будет несколько замечательных образцов конструктивизма. Мы их обязательно рассмотрим, когда дойдет очередь. А сейчас пора сделать перерыв. О хозяевах усадьбы я расскажу в следующий раз. Теперь же нам остается только бросить прощальный взгляд на парадный подъезд особняка… Но нет, не надейтесь, этой дверью давно никто не пользуется.
Спасибо, что дочитали!
____________________________
*, ** Так описывает А.Н. Толстой особняк Курлиных и украшения жен самарского купечества в романе "Хождение по мукам" (подробнее здесь).
Предыдущую часть читайте здесь.
Мне интересно узнать Ваше мнение о тексте. Если понравился, поставьте, пожалуйста, лайк. Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).
Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного, например, рассказ о творчестве спроектировавшего усадьбу Курлиных архитектора Александра Зеленко.
Ваш Андрей Макаров