Большинство ролей этого актера были солнечными и радостными. Мы привыкли видеть его на экране веселым, с лукавым и озорным прищуром светлых глаз. Многие зрители считали актера истинным самородком, таким простым, близким, своим "рубахой-парнем". Однако "светлые" роли давались ему нелегко. Человек большой трепетной души он избегал публичности, был очень раним и обидчив. Шумным актерским компаниям предпочитал диван и книгу. Редко давал интервью и о себе рассказывал очень неохотно.
Выдающемуся советскому и российскому актеру Михаилу Ивановичу Кононову в конце апреля исполнилось бы восемьдесят лет. Он родился в Москве, в обычной советской семье, далекой от искусства. Михаил никогда не скрывал своего происхождения, однако наследовать фамилию своих родителей отказался. Для его друзей и близких так и осталось загадкой, почему будучи по матери Мироновым, а по отцу Смирновым, сам он решил стать Кононовым. Когда Михаил стал студентом Театрального училища им. Щепкина, родные подшучивали над Михаилом: "Ну какой из тебя артист! Ты посмотри на себя. Кто такого лопоухого возьмет в кино, да на главную роль!".
Первое время внешность Кононова становится предметом его переживаний. Он хотел играть героические роли, а ему предлагали лишь комические персонажи. На кинопробы фильма "Первый троллейбус" (1963), Кононов приходит с однокурсником Олегом Далем. Два друга пробуются на одну и ту же роль. Оба хотят играть остроумного обольстителя Сеню, но эта роль достается Олегу. Михаилу предлагают сыграть смешного простачка Колю Чумакова.
Но тем не менее первые эпизодические роли Кононова в фильмах "Наш общий друг" (1961), "Теперь пусть уходит" (1963), "До свидания, мальчики" (1964), сразу запомнились и полюбились зрителям. Но для настоящей известности не хватало главной роли. И такая роль, ставшая визитной карточкой артиста, пришла. По иронии судьбы в фильме "Начальник Чукотки" (1966) Михаилу пришлось играть "сумасшедшего идеалиста" вместо "героического патриота". Образ Алексея Бычкова станет для Михаила Кононова первой ролью, после которой о нём заговорят, как о ярком, индивидуальном и запоминающемся артисте.
С середины шестидесятых годов карьера Михаила Кононова стремительно развивалась как в кино, так и в Малом театре, в труппу которого он был зачислен в 1963 году, сразу по окончании Щепкинского училища. На сцене актер всегда "выкладывался по полной". Неважно какая у него была роль - главная или эпизод. Он не слушал лестные отзывы коллег, мерилом успеха для него был полный зрительный зал.
"Кононов всегда выкладывался так, как будто играл в последний раз, и переживал так как будто выходил к зрителям впервые". Но с театром отношения у него не заладились. В "Малом" актер прослужил всего пять лет и ушел с большим скандалом. Причины назывались разные. По одной из версий Михаил сделал замечание легендарному Борису Бабочкину, сказав ему, что тот постоянно переигрывает, а по другой - мэтрам театра не нравилось то, что Кононов делает карьеру в кино.
В конце 60-х кинокарьера Кононова насчитывала уже с десяток картин. И среди них была работа, которую актер считал главной в свой жизни. Иконописец Фома, сыгранный у Тарковского в фильме "Андрей Рублев" (1963), был для актера очень личным, духовно близким образом. Военные драмы "В огне брода нет" (1967) и "На войне как на войне" (1968) стали яркими работами в фильмографии Михаила Кононова.
В начале 70-х актер становится очень популярным. В это время выходят такие фильмы с его участием как "Начало" (1970) и "Здравствуй и прощай" (1972). Он был нарасхват у лучших режиссеров страны. Но к сожалению, они использовали в основном одну его актерскую краску - обаятельного простачка, так и недооценив талант Кононова. Многие работы не удовлетворяли требовательного к себе артиста. Именно поэтому он как бы вычеркнул из своей творческой биографии популярнейшую роль Нестора Петровича в "Большой перемене" (1973).
Об этой работе актер будет жалеть всю свою жизнь. Прочитав сценарий, он придет в ужас. После такой серьезной роли у Тарковского играть какого-то дурачка. Кононов пытался несколько раз отказаться от съемок, но его раз за разом уговаривали. Позже он вспоминал: "Я размышлял так: если этот образ я осилю, значит, наверно, я хороший актер". Он очень сомневался в этой роли, она вроде бы никакая, но несла колоссальную нагрузку.
Сегодня роль Нестора Петровича называют самой удачной работой актера, однако сам Кононов всегда придерживался другого мнения. Он был очень самокритичным и все время недовольным собой. Возможно актер понимал, что учитель Северов, как и начальник Чукотки - еще один ярлык, с которым ему придется прожить всю жизнь.
Тем не менее в 70-80-е годы популярность Михаила Кононова только росла. В год выходило по три-четыре картины с его участием. Наиболее запоминающимися фильмами этих лет становятся "Капитан Немо" (1975), "Двадцать дней без войны" (1976), "Сибириада" (1978), "Таежная повесть" (1979), "Расследование"(1980), Василий и Василиса (1981), "Вокзал для двоих" (1982), "Первая встреча, последняя встреча" (1987).
Актер много снимается в детских фильмах и сказках "Красные пчелы" (1972), "Финист - Ясный Сокол" (1974), "Пока бьют часы" (1976), "Кольца Альманзора" (1977), "Андрей и Злой Чародей" (1981), "Золотые рыбки" (1983), "Гостья из будущего" (1984). Его голосом говорят многие героев мультфильмов.
В начале девяностых Михаил Кононов все еще востребован. Режиссеры по-прежнему заваливали его предложениями сниматься, но все чаще актер стал от них отказываться, так как роли казались ему неинтересными. Они были однообразны, как "под копирку". Кинематограф продолжал эксплуатировать только одно дарование актера - комедийное. "Кононов же всегда, все свои роли проживал, причем проживал по какой-то старой закалке, не щадя себя. Это не сравнить с артистами сегодняшних калибриков".
В девяностые актер снимется всего в десятке фильмов. С каждым годом их будет становится все меньше. Свой отказ от съемок в последние годы жизни актер объяснял нежеланием размениваться по мелочам и делать себе славу на безвкусице. Всего же фильмография актера насчитывает более шестидесяти ролей. Последней из них станет Спиридон Данилыч, в "Круге Первом" (2006). Незадолго до смерти Михаил Иванович напишет книгу мемуаров, но ни одно издательство не приняло ее к публикации.
"Я жил в искусстве и в реальной жизни круто, независимо, хотя и скромно. Посылал жутких хамов, гадов-непрофессионалов направо и налево. А люди меня помнят только за добрые роли в хороших фильмах. Получается, что прожил как по Станиславскому - честно, правдиво и в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами".
Если Вам понравилась статья ставьте лайки, оставляйте комментарии, а также не забывайте подписываться на мой канал.