Приветствуем вас на канале Музея Моды!
В первой части нашей публикации мы рассказывали о периоде жизни Коко Шанель.
В 1953 году Шанель, практически десятилетие наблюдавшая за новыми тенденциями в моде, решает вернуться в Париж из Швейцарии, куда она уехала сразу после войны, и снова открыть свой салон на Рю де Камбон.
Возвращения Великой Мадемуазель из эмиграции, казалось, никто не ждал. На улицах Парижа, как и во всей остальной Европе, безраздельно властвовал Кристиан Диор и его яркий нью-лук. Сама же Шанель категорически не приняла новую моду, которую считала экстравагантной и неудобной. По одной из легенд, возвращению Мадемуазель способствовал бум продаж духов "Chanel №5" после знаменитой фразы Мэрилин Монро, сказанной в 1952 году, о том, что на ней надето лишь несколько капель №5, когда она ложиться спать.
Историю знаменитой фразы можно посмотреть в специальном ролике дома Chanel:
Пресса встретила насмешками comeback collection семидесятилетней Шанель, в которых переосмысливались образы 30-х годов. Хотя первые коллекции считаются провальными и неудачными, тем не менее, они вернули дому Шанель прежнее имя и показали, что Коко Шанель никогда не отступает от намеченной цели и её возвращение в мир моды состоялось.
В очередной раз показав чудеса деловой хватки, Шанель передаёт Пьеру Вертхаймеру все коммерческие дела дома. Условием такой сделки становится пожизненное руководство домом самой Шанель. Это позволяет ей больше сосредоточиться на создании нового стиля, а Вертхаймеру, наконец, начать процесс объединения парфюмерной и модной линий модного дома. Сами Вертхаймеры ещё с 1920х годов являлись фактическими владельцами духов Chanel 5.
Уже в 1955 году дом Шанель выпустит новые мужские духи "Pour Monsieur", продажи которых начнут быстро расти, и запустит масштабную рекламную кампанию парфюмерии Chanel.
"Мода меняется – стиль остается" – любила повторять кутюрье. Именно новый стиль создаст Шанель и навсегда останется в мире моды.
Черная Сумочка, выпущенная в феврале 1955 года и получившая название «2,55» из стеганной кожи, заменяет клатчи и ридикюли. Небольшая сумочка имеет всего несколько отделений и позволяет положить в нее только самое необходимое: пудреницу, зеркальце, визитки и, конечно же, любовные письма.
Одним из главных новшеств сумочки становится цепочка, которая позволяет носить сумочку, как на руке, так и через плечо. Сумочка становится частью украшений модницы и освобождает женщинам руки.
Не обязательно надевать на себя большое количество украшений, достаточно перебросить через плечо сумочку на ремешке-цепочка, а деловой костюм украсить брошью.
Новые коллекции бижутерии в столь любимом Шанель визайнтийском стиле Великая Мадемуазель разрабатывает вместе с выдающимся ювелиром Робертом Гусенсом, который на целое десятилетие станет ведущим ювелиром дома.
Шанель вернется и к своему любимому материалу – твиду. Новый вариант твидового костюма – более квадратный верх, а юбка-карандаш немного расширяется к низу. Твидовый жакет утяжеляется с помощью специальной цепочки, что позволяет держать прямую форму и избегать ненужного смятия.
Удобный деловой костюм начинает покорять сердца покупательниц. В нем можно проводить деловые совещания и встречи, одинаково уютно чувствовать себя в кресле автомобиля или самолета, совершать покупки и неспешно прогуливаться по оживленным улицам в двухцветных туфельках-лодочках.
Хотя новый деловой стиль буржуа будет также холодно принят на показах, как и первая послевоенная коллекция Шанель, теперь не французские покупатели определяют последние тенденции моды. Продажи твидового костюма, сумок, украшений и духов "от Шанель" стремительно растут в Соединенных Штатах, а уже спустя несколько лет все говорят о новой революции в женской моде, которую сделала Шанель, и деловой стиль становится новой классикой женской моды.
Звезды первой величины начинают одеваться у Шанель: Роми Шнайдер, Элизабет Тейлор, Грейс Келли и многие другие.
Шанель одевает и Жаклин Кеннеди – первую леди США. Именно с Жаклин Кеннеди стиль всех последующих первых леди США становится объектом пристального внимания.
Чуть позже, в 60-е, Шанель добавляет в новые коллекции жакетов другие цвета подкладок, меняет шляпки, слегка надвигая их на лоб. И отдельно создает новую серию коктейльных платьев, в том числе, из пайеток.
BИ категорически отказывает женщинам в ношении мини-юбок, о которых будет отзываться крайне резко до конца жизни.
В период с 1966 по 1969 годы Великая Мадемуазель создаст специальную коллекцию униформы для авиакомпании Olympic Airways, принадлежавшей Аристотелю Онасису – второму мужу Жаклин Кеннеди.
Тем не менее, уже к концу 60-х, модные критики всё больше сходятся на том, что дом Шанель застыл в развитии и новые коллекции лишь подчеркивают консерватизм созданного мадемуазель делового стиля.
По легенде, во время парижских студенческих бунтов 1968 года, студенты на улицах не узнали знаменитую Коко Шанель, сказав ей: "Бабушка, уходите отсюда! Это не ваша революция". Знаменитая кутюрье, одетая в свой знаменитый костюм, была олицетворением стиля, против которого бунтовала леворадикальная молодежь Парижа.
И всё равно Великая Мадемуазель до последнего дня продолжала работать над новыми коллекциями, с упорством работая над стилем, навсегда изменившим женщин и женскую моду.
Габриель Бонёр Шанель скончалась 10 января 1971 года в своем номере в отеле Ритц, в котором работала и прожила более 30 лет и была похоронена на кладбище Буа-де-Во в Лозанне. Надгробие могилы величайшей женщины в мире моды украшают пять львов – число 5 и лев — два самых любимых символа Коко Шанель. А на самой могиле регулярно, по сезону, высаживаются камелии – любимые цветы и первый символ крупнейшего в мире дома моды – Chanel.
Материал подготовил Михаил Комарков - научный сотрудник Музея Моды.
Не забывайте подписываться на наш канал!