Как остаться в профессии?
Статистика, мягко говоря, удручает: по самым последним данным около 20% выпускников медицинских вузов уходит из профессии. Однако удивит ли это кого-то сегодня? Не самые высокие зарплаты, отнюдь не привлекательные условия труда и, что, возможно, самое главное, – далеко не пиететное в ряде случаев отношение со стороны общества и, что ещё обиднее, – государства, какими бы красивыми словами не прикрывалось оно в лице тех или иных чиновников от медицины. Если призадуматься, то получается, что ещё относительно небольшое количество свежеиспечённых специалистов на корню прерывают свою интеграцию в отрасль, вовремя рассмотрев все недостатки системы. Безусловно, данная тенденция не может не беспокоить медицинское сообщество нашей страны. Оно и понятно: теряется преемственность в отрасли, на смену уходящим профессионалам просто некому приходить. Дефицит врачей в стране – вещь очевидная и однозначная.
Об отношении общества – отдельно. Нельзя не замечать отсутствие уважения со стороны общества к нашим докторам. Пациенты, а также их родственники создают отрицательный имидж российского врача. Всё это в совокупности отбивает всяческое желание работать в системе у только-только «созревшего» специалиста, вынуждая его заниматься околомедицинской, а в ряде случаев совершенно иной деятельностью.
Когда-то в нашей стране врачебная профессия была одной из наиболее уважаемых, если не самой. На свою зарплату доктора могли вполне себе достойно и безбедно существовать. Кроме того, государство популяризировало медицинскую профессию: о врачах снимали фильмы, которые лишний раз подчёркивали их нелёгкий благородный труд. СМИ то и дело рассказывали обществу о профессиональных подвигах докторов и т.д. Однако затем всё изменилось коренным образом: в течение многих лет зарплаты врачей, научных работников и преподавателей медвузов были настолько мизерными, что стыдно приводить конкретные данные – водители и секретари в частных компаниях зарабатывали в разы больше.
Кроме того, важную роль в упавшем престиже медицинской профессии сыграли СМИ, которые, в погоне за «острыми» темами, буквально пестрили репортажами о врачебных ошибках, коррупции в системе здравоохранения и медицинского образования и т.д., в то время как забывалось о тысячах спасённых жизней. А СМИ, как известно, во многом формируют мнение обывателя.
На отрасль следует смотреть системно. То нищенское бытие, в которое были поставлен профессорско-преподавательский состав медвузов нашей страны в 90-е годы прошлого века, не способствовало повышению качества медицинского образования. Если в советское время, чтобы попасть в аспирантуру на кафедру – теоретическую или клиническую – неважно, нужно было быть, как говорится, лучшим из лучших, то сейчас молодёжь не завлечь на преподавательскую работу. Сам статус профессоров и доцентов в те годы был крайне высок. Сейчас же – всё с точностью до наоборот.
Нынешнее положение клинических кафедр, мягко говоря, удручает. В ряде случаев студенты просто не допускаются к больным. Учебный процесс при таком положении дел неполноценен. Это никак не влияет в позитивном плане на систему в целом. Катастрофически низкие зарплаты педагогов высшей медицинской школы не стимулируют последних на эффективное исполнение своих непосредственных обязанностей.
Таким образом, можно выделить три главных составляющих возвращения былого престижа врачебной профессии: изначальная зарплата вдвое выше средней по стране, качественное образование на вузовском этапе, в основе которого лежат достойные доходы профессорско-преподавательского состава и высокое материально-техническое оснащение вузов, а также уважение со стороны общества.
Многие эксперты сетуют на плохую подготовку практических врачей. С этим трудно не согласиться. Однако непрофессионализм организаторов здравоохранения отражает системные проблемы куда больше, нежели невысокая профессиональная квалификация того или иного специалиста-клинициста.