Дешевая рабочая сила для автопроизводителей в Восточной Европе уже не так привлекательна, поэтому они направляются в Северную Африку. Потенциал здесь, как показывает Renault в Марокко, можно легко обжечь, как в случае с VW Group в Алжире.
У тебя есть Dacia? Онаможет быть не только из Румынии, но и из Марокко. Сегодня французский Renault производит 400 000 автомобилей в год в этой североафриканской стране. Это модели румынского бренда: Logan, Sandero, Dokker и Lodgy, которые экспортируются отсюда по всему миру, и которые также продаются во многих странах с логотипом Renault. В будущем ежегодное производство марокканских Dacia должно превысить 500 тысяч.
Обе фабрики в Танжере и Касабланке являются явным символом успеха марокканской автомобильной промышленности. Производитель привлекает цену рабочей силы, которая соответствует четверти цены в Испании, а также государственные стимулы финансового и логистического характера. Девяносто процентов производства выходит за пределы североафриканского государства.
Успех Renault также привлек свой французский сок. Группа PSA открыла завод в Кенитре в июне прошлого года с целью производства небольшого Peugeot 208 и его экспорта на 80 мировых рынках. В Kenitra создаются автомобили в базовой версии Like, они также продаются здесь. Он должен производить 200 000 208 в год, поэтому в Марокко должно производиться в общей сложности 700 000 автомобилей в год. По данным Automotive News Europe, это больше, чем в Польше.
Для Марокко важно, чтобы производство автомобилей не прекращало вовлечение производителей, за ними приходят поставщики. В марокканской Дакии производится 50 процентов деталей в стране, и в 2022 году эта доля возрастет до 65 процентов. В стране работают ведущие компании, такие как Valeo, Faurecia, Lear, Marelli и Denso.
«В последние годы в Марокко была построена очень хорошая индустрия поставок, что является одной из причин, по которой автопроизводители проявляют интерес к этой североафриканской стране», - сказал Automotive News Джошуа Кобба из консалтинговой компании Fitch Solutions. По его словам, интерес также должен возрасти в связи с нынешней пандемией коронавируса.
Группа PSA даже планирует производить 100 процентов производства деталей для Peugeot 208 на местных заводах и может частично разработать свои автомобили в Марокко. Segula Technologies, компания, которая работает с PSA по разработке автомобилей, открывает филиал в Агадире, Марокко.
Марокко, конечно же, хотело бы подняться в рейтинге, чтобы стать источником талантов местного развития. По словам Кобба, однако, это не так уж и далеко в этом отношении, ему не хватает достаточно развитой системы высшего образования. Изюминкой красоты успеха Марокко является тот факт, что, несмотря на заявления правительства, пока не удалось привлечь третьего в мире производителя автомобилей. Интерес проявил китайский производитель электромобилей BYD.
Проблема в Северной Африке - это, конечно, политическая нестабильность во многих странах. Марокко является явным исключением в этом отношении. VW Group была убеждена в этом в соседнем Алжире. Под руководством бренда Seat и в сотрудничестве с местным импортером Volkswagen, Sovac, автомобили для различных марок северных марок собирались там для рынка Северной Африки: от Volkswagen до Seat и Škoda.
В 2018 году в Релизане, Алжир, было построено 53 000 автомобилей компании, но годом позже производство упало до 25 000, а в декабре прошлого года производство полностью прекратилось. Причина? Вместе с заводом VW в стране не было создано ни одной отрасли поставок, автомобили доставлялись в разобранном виде и просто собирались на месте. Это устраивало давнего правителя Алжира Абдельазиза Бутефлика, но его правительство было свергнуто в феврале 2019 года.
Новый президент Абдельмадий Таббуни заявил, что нерегулируемый импорт товаров убил алжирскую промышленность. Он объявил о квотах на ввоз разобранных автомобилей, и именно их исчерпание помешало дальнейшему производству автомобилей Volkswagen и Škoda в Релизане. Компания даже не получила лицензию на этот год, а глава Sovac был арестован прошлой весной по обвинению в мошенничестве.
Схожая судьба постигла завод Renault в Оране, где Dacie Logan, Sandero и Renaulty Clio создавались аналогичным образом. Производство закончилось здесь в феврале этого года. «Наша фабрика Renault не похожа на фабрику в Марокко», - посетовал Таббуни в интервью французской газете Le Figaro. «Как мы строим свою собственную промышленность, когда у нас здесь нет субподрядчиков?»
По словам аналитика Арезки Дауда, Алжир пытался подражать успеху Марокко, но производство не было устойчивым и было слишком тесно связано с местными олигархами. Это сделало его легкой мишенью для популистского гнева и местных прокуроров с новым режимом. Volkswagen по-прежнему не сдается: «Мы по-прежнему заинтересованы в работе в Алжире, мы открыты и способны гибко реагировать на новую модель», - заявил представитель Satt Automotive News Europe.
Они хотели бы подражать успехам Марокко на другом конце Средиземного моря. В прошлом году египетские чиновники подписали меморандум о взаимопонимании с немецкой Daimler Group, в которую входит марка Mercedes-Benz. Daimler должен построить завод в Египте, который будет поставляться местными поставщиками.
Египет также хотел бы стать североафриканской Меккой электромобилей. Их производство планируется здесь китайскими компаниями Geely (в которую входит шведская Volvo) и Dongfeng. У местной компании Revolta также есть свои планы, которые готовятся к производству солнечных электростанций, зарядных станций и, в будущем, электромобилей. «Египет хочет стать европейской державой в Индустрии 4.0, и он также должен основываться на электромобилях», - объясняет Джошуа Кобб.
Автомобильный рынок Северной Африки также будет становиться все более интересным для автопроизводителей. Это не очень важно в глобальном масштабе, но ожидается, что в ближайшие годы оно будет неуклонно расти.