Найти тему
Сельская нива

«Я никогда не отделяла себя от России». Национальная палитра

Дорогие камешки хранит в шкатулке жительница деревни Бруслановка Лидия Григорьевна Коршунова (в девичестве – Шульжинская).


Эти камешки обычные, серые, ничего не стоящие. Но они дороги ее сердцу. Потому что это частичка прошлого, ее родной земли. Эти камешки с горсткой песка от отчего порога Лидия Григорьевна взяла на память, покидая малую родину – украинское село в Черниговской области, где прошло ее детство и юность. С тех пор сорок лет минуло…
Эти камешки обычные, серые, ничего не стоящие. Но они дороги ее сердцу. Потому что это частичка прошлого, ее родной земли. Эти камешки с горсткой песка от отчего порога Лидия Григорьевна взяла на память, покидая малую родину – украинское село в Черниговской области, где прошло ее детство и юность. С тех пор сорок лет минуло…

«Святая женская судьба, на всё твоей хватает силы» – это и про Лидию Григорьевну. Судьба ее – не простое полотно и не шелками вышита. Но все трудности она стоически переносила благодаря сильному характеру и доброму, отзывчивому сердцу.

Называла мать «тетей»

…Лидочка появилась на свет в Луганской области. Отец, работавший на шахте, получил серьезное увечье. И молодая семья распалась, так и не успев стать крепкой ячейкой общества. Мать не захотела одна воспитывать годовалую дочь и отвезла ее к своей матери в Черниговскую область.
И с того скорбного дня Лидочка уже не знала ни материнской любви, ни заботы. Мать она увидела впервые в сознательном возрасте, учась в третьем классе, когда та приехала погостить в родной дом с детьми от нового брака. Но старшая дочь по-прежнему была для нее чужим, не желанным ребенком. И для Лиды мать тоже была сторонним человеком – и это понятно.
– Я называла мать «тетей», я же ее не знала, – рассказывает Лидия Григорьевна. – Это, конечно, сильно огорчало бабушку, которая была мне настоящей мамой…
Та встреча была их первой и последней. Мать и четверо ее других детей навсегда разорвали цепочку родственных отношений.
– То, что мать меня бросила, вспоминать горько, – говорит Лидия Григорьевна. – Но я ее не осуждаю и не обижаюсь, давно простила. Ведь она мне жизнь подарила. А с отцом (по-украински «тато») я общалась, он приезжал ко мне. Обращалась к нему на «Вы», на Украине культивировалось уважительное отношение к родителям. Несмотря ни на что, детство у меня было чудесное…
Именно бабушка, Прасковья Илларионовна Светюха, стала для Лиды самым родным и близким человеком. Вдова, потерявшая на фронте мужа, всю свою любовь и нежность выплеснула на внучку. Она была глубоко верующей. И Лидочку растила в любви к Богу и ближним своим. Главные жизненные постулаты обе черпали из Библии. Православная вера была той силой, которая помогала преодолевать все невзгоды и трудности.
От бабушки Лидия унаследовала и большое трудолюбие. Она научила ее прясть и ткать, шить и вышивать, отлично готовить и быть радушной хозяйкой. Прасковья Илларионовна радовалась, что у внучки «золотые руки», что делает всё от души.

Пришло время любить

И школьными отметками Лида радовала бабушку. После 8-го класса уехала в город Чернигов за давней мечтой. Ей очень хотелось работать в строительной отрасли. Она легко поступила в профессиональное училище, одновременно получая среднее образование в вечерней школе. И так же легко освоила специальности штукатура, маляра и плиточника. Казалось бы, еще немного, и станет настоящим профессионалом. Но подвело здоровье. Врачи запретили тяжелые физические нагрузки. Пришлось вернуться домой.
Работу выбрала нелегкую, став дояркой, но по силам. Каждый день, едва забрызжет рассвет, Лида спешила с подойником к ласковым буренкам на колхозную ферму. Подоить коровок, напоить их, накормить свежим сеном, навести чистоту в стойле – стало для нее делом привычным. Всё делала споро и с хорошим настроением.
Работала и, конечно, пела, ведь украинцы – народ певучий, песня у них будто в крови.
– Особенно любила «співати» украинские народные и фольклорные песни, они очень красивые, мелодичные, чувственные, – отмечает Лидия Григорьевна, в речи которой давно перемешались украинские и русские слова.
Когда пришло время любить, встретила свою «вторую половинку». Свадьба была в Новой Одессе Николаевской области, в родительском доме мужа – не широкой (только самые близкие и родные), но веселой. А через год с новорожденной дочкой молодожены переехали в Черниговскую область, поселившись у Прасковьи Илларионовны, которая так же широко распахнула душу и для молодой семьи Лиды.
Когда любимой бабушки не стало, Лидия Григорьевна поняла, что не может остаться там, где всё напоминает о ней, где трудно смириться с безвозвратной потерей. Шел 1980 год. В Советском Союзе молодым везде была дорога, и супруги решили уехать жить в Воркуту, поближе к родственникам бабушки. Вот тогда-то на память о милом сердцу уголке Лидия и набрала пригоршню камешек с песком, бережно завернув драгоценность в полотняный мешочек…

-2

Дочка плюс сынок

На новом месте нашлись и работа, и кров. Лидия трудилась дояркой в подсобном хозяйстве объединения «Воркута-уголь». Как ударник социалистического соревнования, ездила в Москву на Выставку достижений народного хозяйства, получив медаль за высокие производственные показатели. В коллективе ее ценили, она многократно награждалась дипломами, почетными грамотами и денежными премиями. И в семье всё было замечательно: любимые и любящие муж и дочка.
Горе пришло неожиданно. В 33 года Лидия Григорьевна осталась вдовой. Это стало для нее сильным ударом. В итоге – первый инсульт. Врачи и сильный характер Лиды помогли победить страшную болезнь.
А пять лет спустя она прочитала в местной газете объявление. Мужчина просил помочь с воспитанием 6-летнего ребенка, которого бросила мать. Душа заболела за чужого малыша, судьба которого была схожа с ее участью. Дочь Лена уже была взрослой, училась в вузе, и скоро ей предстояло пополнить ряды бухгалтеров. И Лидия Григорьевна решилась, и набрала номер телефона из той газетной полосы…
Пройдет немного времени, и чужой Ромка станет ей сыном, будет звать мамой, а его отец, Анатолий Васильевич, предложит руку и сердце.
– У Анатолия – непростая, но удивительная судьба, – рассказывает Лидия Григорьевна. – Родом из Горьковской области. Воспитывался в детском доме. У него истинный талант музыканта. Самоучкой выучился играть на гармони, баяне, аккордеоне, духовых инструментах. Армейскую службу проходил на Дальнем Востоке, был военным музыкантом. Потом уехал на заработки в Воркуту, работал водителем автобуса.
В тех краях и задержался…

Счастливы вместе

Вместе супруги Коршуновы уже 28 зим и вёсен. Двадцать лет назад переехали в Липецкую область, обосновавшись в деревне Бруслановка Косыревского сельского поселения. Именно здесь Лидия Григорьевна получила благоустроенное жилье, предоставленное энергосбытовой кампанией, где перед уходом на пенсию (по льготному списку) работала машинистом топливно-транспортного цеха.
Почему город сменили на деревенские просторы?
– Люблю природу, землю, – отвечает Лидия Григорьевна. – Бруслановка напоминает мне мою малую родину. Тут так же красиво, вольготно, дышится легко. И места грибные, можно набрать до 20 разновидностей грибов. Для меня это важно, ведь я грибник со стажем. Когда сюда переехали, первым делом объездила всю округу. Обожаю готовить, и не только из грибов.
Повар-кулинар она отменный. В домашнем меню – кухня разных народов. Но в изобилии, бесспорно, «українськи страви» (украинские блюда). И в первую очередь – столпы национальной кухни: борщ красный (из трех сортов мяса, с домашним томатом, заправленный салом и чесноком), борщ зеленый из щавеля (с луком, вареным яйцом и непременно с жирной сметаной), юшка (суп из рыбы с добавлением зелени, лука, картофеля и крупы). Частенько на столе вареники, голубцы, галушки, зразы, салат из «буряка». Без пирогов, блинчиков, куличей не обходится ни одно праздничное застолье.
Дом Коршуновых всегда открыт для гостей. А на стол хозяйка ставит самое лакомое и очень много!
– Вкусно и сытно поесть – наша украинская черта, поэтому приходится делать из еды культ, – шутит Лидия Григорьевна. Тонкий юмор у нее тоже в крови.
– Лидия Григорьевна – гостеприимная хозяйка, – рассказывает директор Косыревского культурно-досугового центра Александра Новикова. – Когда она приглашает к себе «чайку попить», стол буквально ломится от еды. Лидия Григорьевна по этому поводу с долей шутки говорит: «Гости должны не просто выйти из стола, а выкатиться».
Александра Александровна познакомилась с семьей Коршуновых четыре года назад. С тех пор и дружат.
– Лидия Григорьевна похожа на мою сестру, и внешне, и характером, – отмечает Александра Новикова. – Она мне стала как родная. Хороший она человек!

Лейся, песня!

Лидия Григорьевна и Анатолий Васильевич – люди доброжелательные, позитивные, активные. И творческие. Участвуют в художественной самодеятельности. Ни один праздник не проходит без них. И не только в родном поселении. Анатолий Васильевич, например, поет в ансамбле «Апрельский день» Центра культуры и досуга села Хрущевка, кроме этого, играет на баяне и саксофоне. Кстати, знают его не только как талантливого музыканта и вокалиста, но и как мастера по ремонту музыкальных инструментов, он может реанимировать любую вышедшую из строя деталь в баяне или гармошке.
Недавно супружеская пара влилась в казачью станицу села Косыревка. Были участниками большого казачьего круга в Подмосковье. Выступают в составе казачьего ансамбля «Вольная станица», ставшего лауреатом Межрегионального фестиваля казачьей культуры. А еще им аплодировали на Всероссийском фестивале народного творчества, посвященном композитору А.П. Аверкину, который традиционно проходит в городе Сасово Рязанской области.

«Привиделось мне чудо»

Лидия Григорьевна не только поет, но и читает со сцены свои стихи. Однажды ей приснился сон: будто она никак не может выбраться из глубокого лога, а Божья Матерь ей помогла.
Во сне привиделось мне чудо,
С небес Мария снизошла…
С тех пор появилась тяга к «слову». Льются поэтические строки о Родине, природе, Дне Победы. Сочиняет и чаще всего не записывает, а запоминает лирические строки. Потому что после второго инсульта, случившегося пять лет назад, писать некомфортно. А еще пишет частушки и юмористические рассказы на русском языке и, безусловно, на украинском.
– Общаемся дома, конечно, на русском языке, хотя в моей речи частенько выскакивают слова по-украински, да и говор мой никуда не делся, это уже пожизненно, – улыбаясь, говорит Лидия Григорьевна.
А еще она большая рукодельница. В ее доме много вышитых нитками и бисером картин – с цветами, животными, людьми. Бережно хранит домотканые покрывала, рушники с орнаментом, утирки, рубашки-вышиванки, которые когда-то ткали, шили и вышивали вместе с бабушкой.
Ее хобби и цветы. В квартире – 46 цветочных горшков. И возле дома – целый дендрарий: 470 разновидностей цветов и кустарников. А еще на подворье Коршуновых всегда найдется место брошенному котенку или щенку, а в саду развешаны кормушки для птиц. Сердечная доброта – в характере обоих.
Каждый год в гости к ним приезжает дочь Елена, которая живет сейчас в Костроме. Любят бывать у бабушки с дедушкой два внука, Дима и Женя, оба окончившие Липецкий технический университет. Не теряет связь с родными сын Роман, обосновавшийся с семьей в Новосибирске.
…Сорок лет из шестидесяти шести Лидия Григорьевна живет вдали от дорогой сердцу Украины, где ее корни, где прошло «детство золотое».
– Я себя никогда не отделяла от России, – резюмирует она. – Страна у нас была одна – Советский Союз. И очень жаль, что сейчас приходится говорить об этом в прошедшем времени…

Больше интересного на нашем сайте: http://сельскаянива.рф