За свою многолетнюю музыкально-педагогическую деятельность мне редко встречались дети, обожающие публично выступать и совсем не испытывающие при этом никакого волнения. Многие люди боятся сцены, и для большинства публичное выступление является синонимом понятия «стресс». Нередко юный музыкант начинает сильно волноваться задолго до выступления, непосредственно перед выступлением у него начинают трястись и потеть руки, кожа лица и шеи покрывается красными пятнами, дыхание неровное, учащенное сердцебиение. Очень жалко становится таких детей, и возникает мысль: «А стоит ли всё это таких нервов? Не лучше ли сыграть программу на уроке в классе и поставить оценку, чем вот так мучить ребенка?»
Поскольку концертная практика является неотъемлемой частью любого систематического музыкального образования, так как издавна признается главным стимулом в совершенствовании исполнительского мастерства, то педагогу музыканту важно правильно подготовить ребенка к выступлениям, чтобы он научился получать от них радость и удовольствие. Конечно, чем больше ребенок выступает, тем меньше он «трясется». Так преодолевается любая фобия: то, чего боишься, нужно стараться делать регулярно, и постепенно страх исчезнет. Например, я знаю людей, кто таким способом избавился от страха высоты, и даже от аэрофобии.
Какие действия педагога могут снять излишнее волнение у ребенка, например, перед конкурсом, концертом или зачетом?
Поделюсь своим опытом. Я стараюсь настроить обучающегося на получение удовольствия от самого процесса игры на сцене: «Сыграй так, чтобы тебе самому понравилось твое выступление». Мы волнуемся часто именно от того, что боимся негативной оценки других людей, нам важно их одобрение. Я пытаюсь убедить ученика, чтобы он не думал о том, как его оценивают посторонние люди. «Только ты и твоя музыка важны в момент твоего выступления! Играй для себя, старайся, чтобы музыка нравилась тебе самому!»
На конкурсе ученики часто излишне концентрируют внимание на уровень соперников, боятся, что те окажутся сильнее него. Я стараюсь отвлечь ученика от таких мыслей: «Прекрасно, если твои соперники сильны, ведь ты участвуешь в конкурсе хорошего уровня, в команде лучших!» Необходимо создать у ребенка позитивное, уважительное отношение к соперникам. Последние научные данные говорят нам о том, что лучшие результаты достигаются вовсе не в условиях конкуренции. Фокусировка на необходимости победить соперника мешает выступающему пережить удивительное чувство свободного творческого полета на сцене.
Рекомендуется также по возможности максимально снять неопределенность ситуации: обязательно прорепетировать на сцене, где предстоит выступать; познакомиться с членами жюри и другими конкурсантами, продемонстрировать свое доброжелательное отношение к ним.
Бывает на фоне волнения на сцене дети делают что-то неожиданное для самих себя, что их выбивает окончательно из равновесия. Например, могут перепутать произведения и начать играть первым не то, что было объявлено. Нужно рассказать, какие казусы случаются даже с опытными музыкантами в их концертной практике. Важно не начинать играть сразу, подумай, что ты играешь, прокрути мысленно несколько первых тактов. Между исполняемыми пьесами также должна быть достаточная пауза, чтобы настроиться на следующее произведение. Хорошо помогают справиться с волнением аутогенная тренировка и расслабляющие упражнения.
Многие дети очень волнуются, выступая в качестве солиста, но гораздо легче переносят сцену, играя в ансамбле. Возможно, исполняя музыкальное произведение при свечах (а не при ярком свете), в костюме сказочного персонажа или озвучивая куклу, находясь за ширмой, тревожный ребенок не поддастся волнению. В любом случае педагог не должен игнорировать страх публичных выступлений и находить для каждого воспитанника индивидуальные способы его преодоления. Прежде всего, нужно вникнуть в причины этого страха: что это — природная стеснительность или неуверенность, связанная с недостаточно хорошей подготовкой? К сожалению, в музыкальных школах и студиях существует такая нездоровая на мой взгляд практика — на академических зачетах выступают все: и хорошо подготовленные, и не очень — главное, чтобы текст был выучен наизусть, для свободного исполнения со всеми динамическими оттенками часто времени не хватает. Ученику на сцене не до художественной выразительности — не забыть бы текст, но от сильного волнения он забывает и ноты, останавливается, начинает снова и снова… Сердца зрителей, наблюдающих эти мучения, сжимаются от сострадания, а выступающий вместе со своим педагогом готовы провалиться сквозь сцену от стыда. Выпускать ученика на сцену, на мой взгляд, можно лишь в том случае, если он сам абсолютно уверен в том, что полностью готов сыграть произведение публично.
В заключение, остается отметить, чего не следует допускать педагогу в общении с ребенком, чтобы не усилить его волнение перед выступлением — это излишнее нагнетание обстановки: например, вопросы типа «Ты волнуешься?»; напоминание о большой ответственности, которая на него возлагается; обеспокоенность ограниченностью или нехваткой времени («не успеем хорошо подготовиться») и т.п.
Вне всяких сомнений, в условиях концертной и соревновательной деятельности взаимодействие педагога с детьми имеет свою специфику. Каждый педагог должен владеть эффективными практическими навыками коммуникации с детьми, находящимися в состоянии тревоги или сильного волнения, что является важной задачей здоровьесберегающей педагогики.