Национальный перевозчик России 30 апреля опубликовал финансовые итоги 1-го квартала 2020 года. На фоне пандемии авиакомпания показывает сокращение выручки и чистый убыток - однако в сравнении со столь же убыточным первым кварталом прошлого года ситуация выглядит "катастрофой при любой погоде". Хотя в этот раз стороннему наблюдателю шторм очевиден.
То вирус, то волатильность
Если сейчас в своих потерях Аэрофлот (SU) обвиняет коронавирусный кризис, то тогда аналогичный убыток был причинён "существенным давлением на расходы со стороны топливного и валютного факторов".
Тем не менее, сокращение издержек не соответствует уменьшению объёма продаж:
- 100 867 млн рублей (-11,54% к первому кварталу 2019 года) — общая выручка;
- 123 264 млн рублей (-7,34%) — операционные издержки;
- -22 398 млн рублей (-17,8%) — операционная прибыль (фактически, убыток);
- -16 139 млн рублей (-4,21%) — чистая прибыль;
- -22,2% — операционная рентабельность.
В примечании Аэрофлот признаёт, что "ключевым драйвером" снижения расходов стало сокращение предложения на 6,6%, что повлекло снижение зависимых переменных затрат: топливных, на обслуживание в рейсов в аэропортах и пассажиров на борту.
Кроме того, "естественным" путём снизились комиссии системам бронирования из-за падения числа самих бронирований билетов. Оптимизацию компания оценивает в 21,8% без отнесения к периоду.
При этом выросли издержки на дополнительные процедуры предполётной подготовки и дезинфекцию салонов.
"Дополнительные масштабные оптимизационные меры"
Снижать расходы в условиях коронавирусного кризиса компания собирается с помощью:
- урезания фонда оплаты труда менеджмента,
- сокращения маркетингового бюджета,
- полного отказа от рекламы,
- уменьшения затрат на консультантов,
- пересмотра "общехозяйственных" расходов.
Наконец, компания проводит реструктуризацию своих обязательств.
Но так как выход из кризиса авиаперевозок пока не виден (Аэрофлот воздерживается от прогнозов), а также "практически полная остановка полётов в апреле" уже гарантируют провальный второй квартал и полугодие в целом.
Как первый квартал прошёл у главных авиастроителей - на aeronautica.online
Boeing: в три раза меньше самолётов, вдвое дешевле акции и снова убытки
Airbus: полмиллиарда евро чистого убытка, отрицательный денежный поток и в четыре раза меньше наличности