Robert Schumann / Петр Ильич Чайковский - Kreisleriana / Времена Года (К. Игумнов). Schumann сыгран безупречно, но главное дело не в этом, а в том, что К.Н. Игумнов - лучший исполнитель П.И.Ч-кого из когда-либо мною слышанных. То есть даже не с кем сравнить. Времена Года очень хорошо исполнял Л. Оборин (а чей же это он ученик?), но все равно К. Игумнов на несколько порядков выше. А большую сонату я просто не слышал в сравнимых исполнениях. То, что наделал С. Рихтер, сложно даже назвать исполнением по сравнению с Игумновым. Очень жаль, что его так мало переиздают. Вот этот APR-овский диск. Был еще диск Arlecchino, по-моему, примерно такого же содержания. А больше и нету вроде. Только пластинки.
Frederic Chopin - 24 Preludes, 4 Impromtus etc. (A. Cortot). Стало уже общим местом ругать "ультраромантическое" и вольное обращение A. Cortot с музыкой F. Chopin'a и других. Однако должен сказать, что все равно это гораздо лучше, чем механическое воспроизведение нотного текста без понимания того, что играешь. Исполнение A. Cortot глубоко индивидуально, но полностью осмыслено и прочувствовано. Слушать одно удовольствие, хотя, конечно, местами Cortot больше, чем Chopin'a. Нет, все равно, 3-ий экспромт и прелюдии - это чудо, просто чудо.
Frederic Chopin / Ferenc Liszt / Carl Maria von Weber etc. - Piano Pieces (A. Cortot). Сборник "бисов" A. Cortot. Большинство вещей - концертные "стандарты", но все равно очень приятное исполнение. Особенно 1-ая баллада F. Chopin'a.
Frederic Chopin / Franz Liszt / Felix Mendelssohn / Ludwig van Beethoven etc. - Piano Pieces (I.J. Paderewski). "A selection of his US Victor recordings 1914-1941". Как и всегда - исполнение на высшем уровне. Особенно сильное впечатление произвела 1-ая часть (других на диске нет) 14-ой сонаты L. van Beethoven'a, которую я раньше не слышал. "La leggierezza" F. Liszt'a тоже замечательно исполнена, да, и еще "Warum?" R. Schumann'a. Кстати, исполнение музыки F. Chopin'a производит менее сильное впечатление, хотя это вроде был его "конек". Обязательно нужно еще его записей достать. 14-ая соната на самом деле вроде целиком записана.
Hector Berlioz / Erik Satie - Symphonie Fantastique / Parade (I. Markevitch). Пожалуй лучшее исполнение Фантастической симфонии, которое я слышал. Собственно, благодаря Маркевичу я и открыл для себя это произведение, поскольку исполнение H. von Karajan'a было совсем тухлое и я поначалу списал все на музыку. Очень сдержанно ("семь броней") и внятно - до последней ноты. "Парад" тоже очень мил.
Jetzmann/Liquidski - Go Home, Dotty Harmony. Очень хороший альбом в стиле noisy IDM, я бы так назвал. Красивые мелодии, необычные всякие скрипы. Ритмы разнообразные. Не зря с ними A. Tiеtchens любил сотрудничать.
Frederic Chopin / Franz Liszt etc. - Piano Pieces (J. Hofmann). Акустические записи 1916-1923 гг. F. Chopin замечательно сыгран. Очень точно, довольно сухо (как надо) и без всяких там сантиментов. F. Mendelssohn все таки чересчур с креном в сторону виртуозности. Мало отличим от пьес M. Moszkowski и I.J. Paderewski, а он заслуживает более тонкого подхода. Пьесы F. Liszt'a - неплохо, но я слышал и более удачные исполнения. Хотя вот аранжировки F. Liszt'oм пьес F. Chopin'a очень здорово сыграны. Не самые интересные записи J. Hofmann'a.
Johann Sebastian Bach - Das Wohltemperierte Klavier (E. Fischer). Лучшее исполнение ХТК! Потрясающее впечатление и совершенно не устаешь при прослушивании, что бывает даже при слушании ХТК в исполнении С.Е. Фейнберга. Я всегда говорил, что Баха следует исполнять "по-моцартовски", а Моцарта "по-баховски", поэтому записи J.S. Bach'a G. Gould'ом очень скучны и тяжелы, а его же записи W.A. Mozart'a весьма хороши. Просто он все играет "по-баховски". А вот E. Fischer умеет и то и другое играть правильно, поскольку он осмысленно меняет общее "настроение" интерпретации.
Ludwig van Beethoven - Symphonies No. 1 & 6 (H. Pfitzner). Еще один прекрасный диск Naxos-овской серии переизданий сифоний L. van Beethoven'a. Такой праздник, просто именины сердца! То был потрясающий комплект F. Weingartner'a, а теперь вот диск H. Pfitzner'a. Это, конечно, совсем другой стиль, но тоже очень здорово. H. Pfitzner подходит более композиторски, я бы сказал. Местами немного "досочиняет", но очень аккуратно и в стиле. "Оркестровая драматургия" очень оригинальная. Выделение басовой линии в начале второй части 6-ой симфонии стало для меня настоящим открытием. Блеск! Духовая группа играет просто замечательно, а ведь это так важно для 6-ой! И так сложно добиться.