Известнейший французский изобретатель Шарль Ренар в 1903 году разработал проект и построил первый автопоезд с моторными вагонами. Статья о первых проектах автопоездов ниже
Renard train
Страна: Франция
Год выпуска: 1903-1906
Производитель : Trains Renards
Кол-во выпущенных: ?
В начале 20-го века проблемы моторизованной перевозки большого объема грузов в военных целях была по мнению военных решена, по рельсам паровозы, а на земле паровые рутьеры медленно тянули многочисленные прицепы. Так как и пехота своими ногами, и артиллерия на конской тяге перемещались ничуть не быстрее рутьеров, все было нормально. Но стремительно развивавшийся новый вид транспорта - автомобили с электрическими двигателями и двигателями Отто портили впечатление. С одной стороны они были существенно быстрее и дешевле, но с другой везти пока они могли максимум пару офицеров. Известнейший французский изобретатель Шарль Ренар в 1903 году разработал проект и построил первый автопоезд с моторными вагонами.
Шарль Ренар ( Charles Renard ) для Франции, это примерно как братья Райт для Америки или Лилиенталь для Германии. Когда слышишь слово "Дирижабль", следующее, что приходит в голову - Цеппелин, а дальше уже естественное мнение: Германия - родина Дирижаблей. Но это совсем не так, от слова "совсем". И в этот раз Родина "Слонов", ой.. дирижаблей это как раз Франция. Шарль Ренар не был первым автором дирижаблей во Франции, первоначальная идея была высказана еще в 18 веке Жаном Батистом Мари Шарлем Мёнье́ (Jean-Baptiste Marie Charles Meusnier de la Place), он предполагал приводить эллиптический воздушный шар 80-ю человескими силами, в 1852 году Жиффар ( Henri Giffard ) построил воздушный шар c паровым двигателем на борту, который мог маневрировать, а в 1872 году Дюпюи де Лом построил свой шар овальной формы, длиной в 36 м и вместимостью в 3564 м³ и мощностью 8 ч.с., который пока не мог лететь против ветра. но пролетел 10 км и успешно маневрировал. В 1881 году Гастон Тиссандье применил динамо-машину Сименса как двигатель и батарею аккумуляторов Планте как источник движущей силы и успешно поднялся в воздух. Тиссандье предложил летать на дирижаблях, как на парусных кораблях, которые галсами вполне успешно ходили против ветра с использованием руля. Но главный успех пришелся на Шарля Ренара и Артура Кребса ( Charles Renard и Arthur Constantin Krebs ), которые подняли в воздух дирижабль нескромно названный La France.
18 августа 1884 года дирижабль конструкции двух французских офицеров Шарля Рено и Артура Кребса, длиной 52-метров и 8,4 метров в диаметре, построенный в военных мастерских в Шале-Медоне, поднялся в воздух. Двигателем служила небольшая динамо-электрическая машина мощностью 8,5 л.с. За 23 минуты полета было покрыто расстояние в 8 км и агрегат приземлился в том же месте, откуда взлетел. Дирижабль совершил за два года 7 длительных перелетов разной протяженности и стал первым моторизованным и полностью управляемым воздушным транспортным средством в мире. И автором его был Шарль Ренар.
В 1903 году на базе машины Darracq Шарль Ренар построил автопоезд с активными прицепами. Изобретатель пытался решить сразу несколько проблем многозвенных автопоездов с прицепами. Обычно это был тяжелый паровой локомотив, рутьер, с прицепленными к нему грузовым вагонами. Так как тяга обеспечивалась только локомотивом, то это была тяжелая паровая машина с большими ведущими колесами, для обеспечения большого тягового усилия. Но это приводило к низкой скорости движения. Прицепы прицеплялись к локомотиву и друг к другу простой сцепкой, поворот и торможение прицепов обычно обеспечивалось специальными тормозными водителями на каждом вагоне-прицепе, которые обеспечивали движение прицепа по правильной траектории. Изобретение Ренара включало в себя систему поворота колес прицепов в зависимости от угла поворота ведущего и систему передачи посредством карданов момента на задние колеса каждого прицепа.
Это позволяло организовать так, что бы все колеса прицепов поворачивались синхронно с управляемыми колесами тягача и следовали строго по его колее и каждый прицеп имел собственную ведущую колесную ось, что позволяло не делать сам тягач тяжелым. Красивое и элегантное решение было прорывом в технике и сулило большое будущее проекту. Построенный автопоезд отлично показал себя на испытаниях.
Первый автопоезд был показан 26 декабря 1903 года. Не имея собственных производственных площадей, Ренар выдавал заказы на изготовление их узлов фирмам Даррак (Darracq), Бюффо (Buffaud) и Робатель (Robatel). Один из вариантов автопоезда изготовила британская компания Дэймлер (Daimler). На всех демонстрациях Поезда Ренара показывали выдающие характеристики по маневренности и тяге. Но по какой-то причине на все это совершенно не обращали внимания военные, хотя в первую очередь Шарль Ренар ориентировался на них при разработке машин.
Машина и схема в этот раз обогнали свое время, и если паровые автопоезда Фрайбан и наземные электровозы Сименса-Шукерта были скорее последними попытками заскочить в поезд истории, то к Поездам Ренара вопросов не было. Они были относительно несложными, маневренными и достаточно быстрыми. Минусом было только огромное число точек обслуживания. Через карданные устройства приводной вал проходил насквозь до последней оси вагона автопоезда, управление поворотом осуществлялось специальной системой на передних колесах вагонов.
Демонстрации неизменно вызывали успех, но покупать машины особо не хотели, редкие покупки на тесты в Россию или Иран не могли сделать погоды. Шарль Ренар полностью потратил все свои деньги на этот проект и уже пытался сам организовать регулярные перевозки пассажиров и грузов на своих автопоездах. Одними из первых купили автопоезд в России в Императорский гараж. В императорском гараже автопоезд Ренара использовался для перевозки гардероба и утвари из одной резиденции в другую при переезде царской земли. Закупленный в 1904 году назывался - автомобилем-трактором. Автопоезд Ренара в России состоял из «локомотора» (тягача) с бензиновым двигателем и четырех вагонов: один вагон-прицеп — пассажирский, а остальные — грузовые.
Будучи с 1879 года директором научного авиационного центра (l’Établissement central de l'Aérostation militaire) изобретатель столкнулся с неприятием его идей во Франции, связанных с авиацией и с автомобильным транспортом. 13 апреля 1905 года Шарль Ренар погиб в своей лаборатории. В некоторых источниках это трактовалось как самоубийство, но официально это не было подтверждено. А 13 июля 1909 года в воздух поднялся названный в его честь военный дирижабль - Colonel Renard .
Эта статья первая в цикле статей о автопоездах систему Ренара - Renard Roadtrain. Следующая статья здесь: Поезда Ренара. Часть 2. Train-Renard. 1904-1908. Российским военным не понравились.
Источник: Wiki
Heinrich Schmidt-Romer Zur Geschichte des Trasports von Masseguttern mit Strassenzugen, 1909