Найти в Дзене
Rotor Avia Engineering

Для чего в самолёте нужен небольшой загадочный винт?

Достаточно сложно будет найти в самолете хотя бы одну деталь, которая сделана «просто так». Каждый элемент большой железной птицы имеет конструктивное назначение. В том числе и изображенный на фотографии пропеллер. Поверить в то, что он способен хоть как-то повлиять на способность самолета к полёту – сложно. А значит, самое время разобраться, для чего он нужен на самом деле. Маленький пропеллер, торчащий из фюзеляжа самолета – это вовсе не предмет гардероба Карлсона, который живет на крыше. Данное приспособление называется «авиационная аварийная турбина» («ram air turbine») или просто RAT и является запасным электрическим генератором и гидравлическим насосом. Необходим в самолете RAT для того, чтобы в аварийной ситуации машина не лишилась электропитания, а также сохранила возможность поддерживать давление в гидравлической системе бустерного управления. Выпуск аварийной турбины осуществляется автоматически, как только происходит отказ основного и запасного источников питания. Также RAT

Достаточно сложно будет найти в самолете хотя бы одну деталь, которая сделана «просто так». Каждый элемент большой железной птицы имеет конструктивное назначение. В том числе и изображенный на фотографии пропеллер. Поверить в то, что он способен хоть как-то повлиять на способность самолета к полёту – сложно. А значит, самое время разобраться, для чего он нужен на самом деле.

Авиационная аварийная турбина.
Авиационная аварийная турбина.

Маленький пропеллер, торчащий из фюзеляжа самолета – это вовсе не предмет гардероба Карлсона, который живет на крыше. Данное приспособление называется «авиационная аварийная турбина» («ram air turbine») или просто RAT и является запасным электрическим генератором и гидравлическим насосом. Необходим в самолете RAT для того, чтобы в аварийной ситуации машина не лишилась электропитания, а также сохранила возможность поддерживать давление в гидравлической системе бустерного управления.

Выпуск самолёт Бомбардье.
Выпуск самолёт Бомбардье.

Выпуск аварийной турбины осуществляется автоматически, как только происходит отказ основного и запасного источников питания. Также RAT выпускается в том случае, если в самолете появляются проблемы с гидравлической системой (или происходит ее полный отказ). На борту самолета также есть механизм для ручного принудительного выпуска RAT. Примечательно, что первоначально аварийная турбина ставилась только на военных самолетах, однако сегодня ее ставят и на гражданские машины.

RAT выпущен.
RAT выпущен.

Принцип действия авиационной аварийной турбины очень прост. По сути, это обычный ветрогенератор, источник «чистой» энергии, который работает за счет раскручивания подвижных элементов потоками воздуха. Электричества производимого RAT вполне достаточно для того, чтобы не дать самолету потерпеть крушение при выходе из строя упомянутых выше узлов и агрегатов.

Как правило, габариты пропеллера RAT лежат в пределах 80-90 см. На военных машинах они еще меньше. Мощность генератора в зависимости от модели самолета варьируется от 5 до 70 кВт. Самая большая аварийная турбина в наше время стоит на самолетах Airbus А380 – габариты пропеллера составляют 1.63 метра. В некоторых советских самолетах аварийной турбины не было, так как вместо нее использовалась система автоматической ротации, которая выполняет те же самые функции.

Кому была интересна данная статья ставим палец вверх и подписывайтесь на канал. Будет ещё множество интересных материалов.