Всем привет!
Сегодня я хотел поговорить об одном из провалов немцев на Ленинградском фронте в апреле 1942 года - операции «Айсштосс».
Весной 1942 года, примерно в то время, когда погибли первые защитники Невского пятачка, советская военная разведка доставила в штаб фронта очень любопытные разведанные. В глубоком тылу противника, на одном из замерших озер немцы выстроили макеты каких-то судов. Посланный самолёт разведчик вернулся с фотографиями. После их расшифровки не осталось никаких сомнений: германское командование поставило задачу нанести внезапный удар по оставшимся кораблям Балтийского флота, стоявшим в устье Невы.
Вопрос был только в том, когда будет нанесён этот удар.
И советское командование это понимало! Оно сделало все возможное, чтобы улучшить качество работы ПВО, вывести его работу на высочайший уровень.
Было решено освоить новое секретные оружие и методики его эксплуатации, появившиеся у наших ПВО перед самой войной...
А в это время, в штабе 1-го авиакорпуса 1-го Германского воздушного флота была разработана операция, которая должна была позволить немцам уничтожить наши корабли . Авторами идеи стали немецкие генералы авиации Гельмут Фёрстер и Альфред Келлер.
После того, как 28 марта «Айсштосс» утвердил начальник генерального штаба Люфтваффе Ганс Ешенок немцы приступили к его реализации.
Главные цели немецкой авиации
Кроме этих кораблей, немцы хотели уничтожить еще и эсминцы «Сильный», «Страшный», «Грозящий», «Свирепый», «Строгий», «Стройный», «Стойкий», «Славный», лидер эскадренных миноносцев «Ленинград», надводные минные заградители «Урал», «Ристна».
В чем состояла суть операции
Германское командование сделало ставку на неожиданный удар. По его мнению, деморализованные и обессилившие от голода защитники города, дежурящие на крышах своих домов не смогут оперативно оповестить свои силы ПВО.
И корабли должны были быть быстро уничтожены.
Для этой цели немецкие Хенкели оснастили специальными противокорабельными авиабомбами весом 1.8 тонны, Юнкерсы были оснащены бомбами поменьше, но все равно очень мощными весом до 1 тонны.
План уничтожения Балтийского флота был составлен тщательно и педантично:
- За два дня до начала, тяжёлая артиллерия 18-й армии должна была приступить к подавлению противовоздушной обороны кораблей. Корректировка артиллерийского огня возлагалась на лётчиков - наблюдателей с прикрытием истребительной авиации.
- Первая немецкая бомбардировочная эскадра должна была на своих самолётах Юнкерс - 88, не отвлекаясь ни на какие другие объекты, спикировать и разбомбить самые большие корабли Балтийского флота: линейный корабль Октябрьская революция, крейсера Киров и Максим Горький, а затем и надводный заградитель «Марти».
- Четвёртая бомбардировочная эскадра на своих Хенкель 111 получила задачу блокировать и подавлять зенитную артиллерию и советские истребители.
- Ещё две группы бомбардировщиков (2-я и 3-я эскадра) на Юнкерс-87, которые также назывались у нас «Лаптежниками» или «Штуками», должны были атаковать прочие корабли разных типов, в том числе и самые крупные.
Свои действия немцы отрабатывали на макетах кораблей на озере далеко от города.
4-го апреля 1942 года состоялся первый массированный налёт. В нем участвовало около 100 самолётов (все имевшиеся силы 1-го немецкого авиа корпуса).
Бомбы были сброшены, однако, почти ни одна не попала в цель.
Провал операции
Немцы не учли решимости ленинградцев сражаться и наличия у них первых ЛОКАТОРЫ (РЛС)!
Перед войной на вооружение ПВО встали первые локаторы РУС-2 (РЕДУТ), которые контролировали небо в радиусе 100-120 км.
Воспоминания С.Н. Скворцова
На защиту Балтфлота работала станция, установленная в большой Ижоре, но, к удивлению, зафиксировала налёт станция стоявшая на Волковском кладбище.
Силы ПВО были подняты по тревоге.
Взлетели советские истребители.
Внезапного налёта не получилось...
Сражение
Немецкие бомбардировщики, получив серьёзный и своевременный отпор, со злости, стали сбрасывать свои сверхтяжёлые бомбы не на военные корабли, а на жилые дома и постройки Ленинграда.... при этом погибли сто шестнадцать мирных жителей.
Два госпиталя оказались разрушены прямыми попаданиями.
Вот как 27 апреля 1942 года выглядело отражение налёта на наши боевые корабли находящиеся в центре Ленинграда:
После налетов, когда лед сошел, советское командование приняло решение о передислокации кораблей сразу как только ледовая обстановка позволила это сделать. В результате, корабли Балтфлота были перекрашены и замаскированы.
К концу апреля:
Крейсер Максим Горький пришвартовался у завода Судомех.
Крейсер Киров был переведён в центр города, за мост Лейтенанта Шмидта
Надводный заградитель Марти встал у набережной Невы
Аналогичным образом рассредоточили и эсминцы.
Системы корабельного ПВО усилили барражированием истребителей и дополнительными батареями.
Итоги
Немцы потеряли порядка ста боевых самолетов и не смогли добиться существенных успехов.
Из 230 сброшенных авиабомб вблизи кораблей разорвались только 70, прямое попадание было только одно: бомба пробила палубу крейсера «Киров», затем пробила борт и разорвалась в воде у борта.
От детонации были повреждены 2 орудия крейсера.
Лёгкие повреждения и вмятины от осколков получили ещё 6 кораблей, плавкран и плавучий док.
Имелось прямое попадание бомбы в одну из зенитных батарей, погибло 8 и было ранено 7 зенитчиков.
Основная масса бомбардировщиков отбомбилась по жилым кварталам Ленинграда, при этом погибло 116 и было ранено 311 мирных жителей.
Ни один корабль Балтфлота не был потоплен. Потери Советского флота были минимальны. Немцы приняли решение вообще прекратить налёты на корабли Краснознамённого Балтийского флота.
Судьба генерала Люфтваффе
Кстати, буквально через полтора года, в конце августа 1943 года, после аудиенции с Гитлером, последовавшей за несколькими неудачными операциями Люфтваффе, начальник генерального штаба Ганс Ешенок застрелился, не выходя из Вольфшанце.
И на этом у меня все.