Итак, наступили 90-ые. Коммунизм пал, а Чехия и Словакия почти полюбовно разошлись. И если для россиян это время ассоциируется с разрухой и бандитами, то для чехов это время свободы и новых возможностей. На это надеялись и комиксисты, однако, случилось обратное. На свободном рынке оказалось проще локализовать американские и европейские хиты, чем платить местным авторам. Так что чешский комикс снова уходит в андеграунд, но уже не из-за идеологических гонений, а по естественным экономическим причинам.
Сегодня на чешском языке можно найти почти все главные и хоть сколько-нибудь известные комиксы из США. Чуть меньше - западноевропейских. После падения коммунизма Чешские издатели начали активно нагонять весь упущенный пласт культуры. Сегодня ассортимент переводного комикса в пражских комикс-шопах заметно шире и разнообразнее чем в Российских (впрочем, учитывая темпы наших издателей, это отставание быстро сокращается).
Звучит как положительная тенденция, но вот на местных авторах она сказалась не лучшим образом. Всплеск популярности Marvel/DC практически вытеснил отечественных комиксистов и сегодня им досталось примерно 5% от рынка. Значение имеет и языковое ограничение. По самым оптимистичным оценкам, потенциальная чешскоязычная аудитория насчитывает 10 миллионов человек. К ним можно прибавить 5 миллионов словаков, языковая разница незначительна.
Издателям проще вкладываться в локализации, чем давать деньги местным художникам и сценаристам, у которых мало опыта, известности и свободного времени. Среднестатистическому автору - 20-25 лет. Он работает в сфере рекламы, дизайна или видеоигр, а комиксами занимается в свободное время и повзрослев, скорее всего, забросит это занятие.
Сегодняшняя ситуация роднит чешский и русский комикс. Национальные традиции в течение всего 20-го века неоднократно прерывались и каждый раз всё приходилось начинать заново. Но мы бы не начинали этот долгий разговор если бы всё оказалось настолько плохо. В крайне неблагоприятных условиях, но чешский комикс существует, развивается и способен удивлять.
КОМИКСЫ И САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ
Многие страны постсоветского мира со сменой режима плотно занялись национальным самоопределением. После ухода социализма образовалась идеологическая лакуна, которую надо было чем-то заполнить. Как Прибалтика, Казахстан и Украина - Чехия обратилась к своим предкам, отцам государственности и национальной самоидентификации. Тенденция не обошла комиксы и львиную долю комиксов отечественного производства в Чехии занимают исторические сюжеты.
В России любое упоминание об историческом или патриотическом комиксе неизбежно ассоциируется с чем-то ватным или нафталиновым. Они часто делаются людьми, которым чужды самоирония, широкие взгляды и комиксы в принципе (конечно, есть исключения). Ассортимент чешских же комиксов изобилует разнообразием форм, тем и точек зрения. От напыщенно патриотических до абсолютнейшего инфантилизма. Тут тебе и сказания о подвигах чехословацкого легиона, и юмористические зарисовки о королях средневековья, и весёлые обучалки для детей.
На фоне остальных выделяется серия «Češi», выходившая с 2013 по 2016 годы. Сценаристом каждого из 9 томов стал журналист Павел Косатик. Он выбрал наиболее значимое событие в каждом десятилетии 20-го века. Приглашённые художники изобрели уникальный визуальный язык для каждого из томов. Получилось смело и дерзко. Так на создание независимой Чехословакии первого президента Яна Масарика вдохновляют психоделические галлюцинации. Коммунисты, замешанные в событиях «Пражской весны», превратились в плотоядных динозавров, а историю «Хартии-77» собрали из архивов спецслужб и газетных вырезок.
ИЩИТЕ В КНИЖНЫХ ЛАВКАХ
Большинство комикс-шопов Праги ориентированы не на поклонников комикса как такового, а на адептов западной культуры. Поэтому большие авторские издания проще найти в книжных магазинах. И с точки зрения рынка они, скорее, существуют в литературной среде. Их мало, но порой задаёшься вопросом - почему это существует только на чешском? Оригинальностью, техникой и содержанием они способны удовлетворить аппетиты искушённых картиночных гурманов.
Я уже упоминал, что комиксами часто занимаются представители смежных профессий. Очень любопытный пример «Moje kniha Vinnetou» (2015). Комикс создан звездой местного стрит-арта Toy_Box. Она уже много лет сохраняет инкогнито и украшает пражские стены провокационным граффити в аппликационной и трафаретной технике. Свой стиль она легко перенесла в массивную книгу, где смешивается реальность, фанфики про индейцев, галлюцинации и воспоминания о погибшем друге.
Мой фаворит среди современных чешских комиксов - детектив «Svatá Barbora» (Vojtěch Mašek, Marek Pokorný, Marek Šindelka) 2016-го года. Он основан на реальном и очень запутанном случае издевательства над детьми. В СМИ его называли «Куржимское дело». И в книге и в жизни было всё - сектанты, сумасшедшие, подмена личностей, массовая истерия и интерпол. Комикс только отталкивается от реальных событий и использует их плацдарм для плеяды визуальных экспериментов.
Повествование ведётся со стороны журналистки, пытающейся разобраться в тайнах дела, но расследование сводит её с ума. Грань между реальностью и конспирологией медленно стирается. Так же как в рисунке истончается грань между комиксом, инфографикой, картами и фотографией. От плотности графических и композиционных находок даже начинаешь уставать, но к «Святой Варваре» хочется возвращаться снова и снова.
ALOIS NEBEL
Трилогия о железнодорожном смотрителе Алоисе Небеле заслуживает отдельного упоминания, поскольку это один из немногих комиксов вышедший за пределы чешскоязычного поля. Его перевели на немецкий, французский, и польский языки. Следовало бы и на русский поскольку призраки, приходящие в видениях старику Небелю, во многом являются нашим общим прошлым. Этапы до концлагерей, депортированные немцы, советская оккупация. Фантомы мрачных событий восточной Европы приходят на захолустный вокзал и сводят смотрителя с ума. Но это не конец, а только начало долгой одиссеи по чешскому общественному дну.
В трёх томах, недавно изданных одной книгой, находится место социальщине, ностальгии, мистике и любви. Всё это в легко узнаваемом готическом флёре, неплохо переданном в анимационной экранизации 2011-го года.
AAARRGH!
Тем кому хочется посмотреть чем занимаются молодые и оголтелые чешские художники стоит обратить внимание на ежегодный альманах AAARRGH!. Сейчас это толстый сборник на хорошей бумаге и с качественной печатью, хотя начинался он как чёрно-белый самиздат. Каждый выпуск посвящен определённой теме. Например, сербским комиксистам или девушкам авторам. Всё это перебивается подробными статьями по узким темам или об авторах.
С каждым годом качество и престиж AAARRGH! растут, но если верить главному редактору, то по старой доброй зиновской традиции авторы не получают денежных вознаграждений за свою работу. Для комиксистов этот журнал кажется чуть ли не самой мощной стартовой площадкой. Ведь комикс-фестивали в их стране случаются не часто
***
Итак, за 2 текста мы постарались рассказать только о самом интересном, что случилось с чешскими комиксами за последние 100 лет. Конечно, многое осталось за бортом внимания. Например, их попытки в супергероику, газетно-журнальные стрипы, детский сегмент и многое прочее. И при всём многообразии - ни один не издавался в России. Так что пусть всё это обилие букв не только удовлетворит узкий читательский интерес, но вдохновит какого-нибудь издателя;)
***
Материалы о чешском комиксе созданы при поддержке Фонда Бориса Немцова за свободу и Карлова университета в Праге.