Найти тему
Светлячок

Сядь! Кому говорю, сядь! - прабабушка грозно смотрела на правнучку...

Выйдя замуж в декабре, летом следующего года я предложила мужу поехать в гости к моей бабушке. Она не была на нашей свадьбе. Причину я узнала позднее. Наверно, хорошо, что тогда я ещё была в неведении. Боюсь, мне не хватило бы мудрости отнестись с пониманием.

Жила моя бабушка в городе у моря. Город не считался курортным, но ежегодно в него приезжали тысячи отдыхающих. Многие, наверно, как и я, в гости к родственникам.

В тот год к бабушке приехала не только я со своим мужем, но и моя сестра с детьми. Её дочкам на тот момент было 3,8 и 1,2 года. Младшая ещё только начинала осваивать горшок. Бабушке казалось, что её правнучка безнадёжно отстаёт в освоении этого важного навыка. И решила помочь внучке в воспитании правнучки.

В один из дней, когда малышка встала с горшка, не желая долее на нём сидеть, наша бабушка, внезапно появилась в дверном проёме комнаты и грозно приказала: "Сядь! Кому говорю! Садись!". Девочка, удивлённая и напуганная, села обратно. С некоторой опаской поглядывая на прабабушку, моя племянница встала с горшка лишь после того, как сделала в него "свои делишки". Чем порадовала свою маму.

Увы, после этого случая, бабушка уверилась в пользе грозного подхода в этом деле. Моя сестра сначала не мешала бабушке. Считая, что главное - чтобы у взрослых был единый подход. Тем более, что изредка "успехи" всё же случались.

Но, к сожалению, малышка помаленьку начала горшок обходить стороной. Причём, в буквальном смысле. На горшок без окриков и угроз садиться уже не хотела вовсе. А однажды мы с сестрой вдруг обнаружили, что "кучки" и "лужи", которые нам приходится регулярно убирать возле балконной двери оставляет вовсе не бабушкина собачка, а моя маленькая племянница.

Возле балкона висела роскошная тюлевая занавеска, которая полностью перегораживала выход на балкон. Поэтому, когда ребёнок прятался за неё, никому не было видно, что там кто-то есть. А, если и замечали, то просто думали, что девочка играет. Балкон был безопасным для детей, поэтому никто особо не волновался.

Примерно так выглядел укромный уголок у балкона, который племянница использовала совсем не по назначению. Красной стрелкой помечено место, в котором она оставляла "сюрпризы". (при создании изображения использованы фото с сайта bonprix.ru)
Примерно так выглядел укромный уголок у балкона, который племянница использовала совсем не по назначению. Красной стрелкой помечено место, в котором она оставляла "сюрпризы". (при создании изображения использованы фото с сайта bonprix.ru)

Когда обнаружилось, что минимум один раз в день, иногда чаще, ребёнок вместо горшка использует "туалет" у балкона, сестра серьёзно задумалась. Она и так уже некоторое время была обеспокоена тем, что младшая её дочка стала побаиваться прабабушки. Да и сон девочки по ночам стал менее спокойным. Но такими "мелочами" было не пробить позиции нашей "бабушки". Она в войну была ребёнком, да и в целом эмоциям волю не давала. Поэтому "нелюбовь" и откровенный страх в глазах правнучки при своём появлении была склонна причислять, скорее, к заслугам.

У сестры характер оказался твёрдым. Бабушку она любила, но здоровье дочери, в том числе психическое, было для неё важнее. Поэтому она попросила всех, кто не может спокойно общаться с ребёнком на тему горшка, просто на время устраниться от этого вопроса.

На время - на неделю примерно - пришлось смириться с тем, что ребёнок просто отказывался садиться на горшок. Период был для сестры непростым, но она держалась, успокаивая себя тем, что это не навсегда. Процесс освоения горшка немного затянулся. При том, что ребёнок уже прекрасно всё понял и был готов следовать простым правилам, иногда случались "откаты". Выражавшиеся в том, что она будто проверяла, что произойдёт, если она откажется сесть на горшок.

Отчасти связано это было с некоторой долей упрямства в характере девочки. Она и в других вопросах, как раньше, так и в более поздний период, иногда напоминала маленького упрямого ослика. Кстати, не исключено, что именно это упрямство заставило прабабушку пойти именно тем путём, который она выбрала, и который несколько навредил. Ей казалось, что надо "переломить" внучку, просто заставить её слушаться.

Я убеждена в том, что дети нуждаются не в дрессировке, дабы быть послушными исполнителями воли взрослых. Если мы хотим, чтобы ребёнок рос и развивался, принимая постепенно на себя ответственность за свои поступки, то нужны немного иные методы, нежели те, что применялись в начале и середине прошлого века.

Про эту историю могу сказать ещё только то, что примерно 3 недели ушло у сестры на то, чтобы почти полностью исключить походы "за занавеску". Там, у бабушки в гостях, всё вроде бы наладилось задолго до окончания летнего отдыха.

Самым удивительным (а на деле, наверно, вполне естественным) стало то, что по возвращении домой ребёнок дважды в стрессовой ситуации вспоминал о том, что существует укромный "туалет за занавеской". Дома выход на балкон был именно в комнате сестры. Благодаря тому, что она находила в себе силы не ругать дочку, а спокойно реагировать на "неожиданности", это были лишь разовые случаи.

Мы с сестрой впоследствии иногда вспоминали эту историю. И каждый раз задавались вопросом: насколько иначе всё могло бы быть, если б бабушка не решила "помочь"? Ответа на этот вопрос нет.

При этом, если говорить конкретно об этой ситуации), я благодарна бабушке за то, что она:

  • показала мне, как не стоит приучать к горшку (впоследствии пригодилось),
  • убедила в том, что договариваться с детьми проще, чем "дрессировать".
А ваши дети легко осваивали горшок? В каком возрасте и за какое примерно время? Пишите в комментариях.
Статьи на канале выходят не всегда регулярно, поэтому, чтобы не пропустить новые, подпишитесь на канал "Светлячок". И ставьте "палец вверх", если статья понравилась или была полезна.