Снос пятиэтажек
1. По доле ветхого и аварийного жилья Москва занимает одно из последних мест среди российских регионов – это данные Росстата. Многим городам-миллионникам, например, Красноярску, Омску или Перми, срочное расселение необходимо гораздо больше.
2. Закон о московской реновации, окончательно принятый Госдумой 14 июня, вообще не касается аварийного и ветхого жилья, действительно нуждающегося в срочной замене. В законопроекте прямо сказано, что программа проводится «в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда». Иными словами, это про пока ещё вполне «хорошие» дома, которые якобы грозят стать «нехорошими» в будущем.
Что не так
В законе прописано, какие дома подлежат сносу: хрущёвки не выше 9 этажей, построенные по типовым проектам с 1957-го по 1968 годы, и «аналогичные им по характеристикам конструктивных элементов многоквартирные дома». Такая формулировка позволяет подвести под реновацию жильё, которое прослужило бы ещё лет 100-150, но стоит на участках, привлекательных для крупной застройки. Включая кирпичные дома, которые мэр обещал не включать в список.
Ещё пример: кирпичные пятиэтажки у подножья Москва-Сити, которые хоть и строились в годы, указанные в законе, но не по серийным проектам.
В целом, как отмечают юристы и эксперты, закон о реновации, наспех принятый якобы для блага москвичей, в реальности выгоден городским властям и крупным строительным компаниям, которые получают расширенные полномочия и массу преимуществ. Надо ли говорить, что застройка Москвы – это всегда и непременно большие деньги?
Платные парковки
На самом деле
Замглавы комиссии Общественной палаты по социальной политике Георгий Фёдоров: «Когда парковка вводилась в центре, большинство жителей отнеслось к этому с пониманием. Потом платная парковка пошла от Бульварного к Садовому кольцу, потом – от Садового к ТТК. Теперь она, как раковая опухоль, разрастается уже в Ясенево и за МКАД».
Что не так
Несколько лет назад, когда по центру было ни пройти, ни проехать из-за обилия машин, платная парковка оказалась разумным решением. Сегодня, когда она охватывает всё новые улицы, включая те, где машины у обочины никому не мешают, эта «мера улучшения транспортной обстановки в городе» уже доводит москвичей до бешенства.
Центральные улицы выглядят лучше, однако пробок меньше не стало, отмечают критики. А общественный транспорт в часы пик загружен в среднем на 22% выше своей провозной способности. Избегая платных парковок, где тарифы вырастают в 2-3 раза за каждый час после первого, автовладельцы заставляют машинами дворы, пока лишённые шлагбаума. Доходит до абсурда: чтобы успеть занять бесплатное место недалеко от офиса, многие приезжают уже к 6-7 утра и до начала работы «досыпают» в машине.
Жители спальных районов всё чаще жалуются, что не могут припарковаться возле дома из-за платной парковки и запрета стоянки. Причём знак, которого не было ещё вчера, может появиться буквально за ночь.
Кстати, парковки возле домов, которые появятся на месте снесённых в рамках реновации, тоже будут платными, заявил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов: «Собственник должен позаботиться не только о том, что машину придётся обслуживать и заправлять, но и парковать».
Что получается? У людей отобрали возможность бесплатной парковки, но не предложили достойной альтернативы. При этом власти приводят в пример успешный опыт Европы с платными парковками. Но в европейских столицах не идёт такая бурная застройка, как в Москве, где плодятся гигантские жилые комплексы, торговые и бизнес-центры.
К слову, доходы Москвы от платных стоянок и штрафов за нарушение правил парковки с момента их введения осенью 2012 года составили 8 млрд рублей.
Вечные раскопки
На самом деле
Год за годом на одних и тех же улицах появляются полосатые строительные заграждения, вскрывается асфальт, перекладывается плитка. По подсчетам Forbes, больше чем на 40% улиц, попавших в программу комплексного благоустройства «Моя улица», дорожные работы за последние 5 лет проводились два и больше раз, а на 20% – три и больше. На это тратятся десятки миллиардов рублей.
«Если вы вышли из автобуса на остановке и вдруг оказались посредине перекопанного старого асфальта, то вы непременно в Москве...»
«Как приятно утром выходить из дома»
Что не так
Кроме того, параллельно «Моей улице», собственный грандиозный ремонт проводят городские компании, такие как «Мосводоканал» или «Мосгаз». Получается накладка: только они отремонтировали свои объекты на центральных улицах и зарыли траншеи, как пришёл черёд перекапывать их снова – уже в рамках проекта по благоустройству.
Нынешней весной, перед началом уже привычного сезона городских «раскопок», журналисты изучили тендеры и выяснили, что на программу будет потрачено 40 млрд рублей – почти вдвое больше, чем в 2016-м году, когда реконструкция достигла наибольших масштабов и сопровождалась мощнейшей дискуссией в соцсетях и СМИ. В июне в Следственный комитет поступила просьба проверить траты столичной мэрии на наличие коррупционной составляющей.
Отдельная история с озеленением. Столичные власти тратят на это ежегодно больше 2 млрд рублей, но эстетика во многих случаях сомнительна – недаром многим напоминает кладбища, а биологи и экологи тревожно отмечают, что природа Москвы деградирует. По их словам, проводимая перепланировка парков – это, по сути, замена естественной природной среды на изолированные искусственные «острова», где постепенно сокращаются и исчезают распространённые ранее виды растений и животных. Подобную практику даже называют «экоцидом».
Имитация диалога с населением
Собянин: «А чего нам стесняться или опасаться? Мы не боимся никаких вопросов, мы ничего не скрываем, мы абсолютно открыты. Поэтому какие проблемы? Пожалуйста, давайте общаться. Главное, чтобы это был реальный диалог, а не политический митинг».
На самом деле
По многим признакам выходит, что власть желает общаться только с теми, кто «за», либо с очень лояльными несогласными, которых легко успокоить незначительными уступками. Яркий пример: самых компетентных противников и критиков сноса домов по реновации либо проигнорировали (в том числе отклонили дельные поправки главы жилищного комитета Госдумы Галины Хованской), либо обвинили в разных грехах: в массовой подделке подписей «против», в организации митингов за деньги, в «безответственном политиканстве и демагогии» и т.п. А на парламентские слушания с мэром Собяниным протестующих не пустили.
Что не так
Однако у тех, кто пытался разобраться в принципах его работы, возникло стойкое недоверие. Во-первых, никакие голосования через сайт, по закону, не могут быть основанием для принятия решений органами местного самоуправления. Во-вторых, сама система голосования непрозрачна, нет гарантии от возможных накруток или прочих хитростей.
Например, во время голосования о переименовании станции метро «Войковская» блогеры заметили странную динамику: голоса поступали равномерно, без естественных суточных пиков и спадов, а результаты с новыми голосами не менялись. Итог был – 53% «против», хотя похожие опросы в соцсетях показывали, что большинство «за».
Для голосования по сносу домов власти ввели новый, более сложный механизм учета голосов, чтобы исключить фейковые. Практика показывает, что это вроде бы работает. И Собянин теперь уверенно заявляет, что 88% жителей пятиэтажек выступают за снос. Однако многие общественные активисты продолжают считать портал «лохотроном» и называют созвучно: «Фиктивный гражданин», потому что этим виртуальным взаимодействием чиновники пытаются заменить публичные слушания, не выносят на обсуждение многие резонансные вещи и скорее создают имитацию поддержки населением уже принятых решений властей.
Восхваление в интернете
На самом деле
Через 6 лет после этой реплики можно наблюдать агрессивную, порой до истерики, пропаганду деятельности мэрии в СМИ и соцсетях.
Что не так
Мэрия применяет разные методы «сотрудничества в области информирования о важнейших событиях в городе», но действительно возмущает один из них, потому что основан на вранье. Это группы в соцсетях, которые восхваляют деятельность Собянина и его команды, имитируя простых москвичей и представителей гражданского общества, хотя на самом деле являются проплаченными «ботами».
Этих людей можно вычислить по личным страницам: как правило, это молодые единороссы и активисты, связанные с московским правительством – члены так называемого молодёжного парламента столицы и районных молодёжных палат.