Вологодская земля особое место русской святости. Память более ста угодников божиих отмечается Русской Православной церковью ежегодно в день собора вологодских святых. Протекает в Вологодской области река Сянжема. Название её переводится с угро-финского наречия как мох, вяжа, вода, болотная вода. Места эти действительно окружены болотами и густыми непроходимыми лесами. В 15 веке началось освоение этого красивого северного, но тогда ещё дикого края. В эти места на речку Сянжему пришел инок Евфимий. Он поселился в уединённой келлии. Жители окрестных селений нуждавшиеся в отеческих советах устремились к отшельнику. Преподобный Евфимий полагаясь на промысел божий и не смущаясь на нарушения своего безмолвия всех принимал, никому не отказывал в духовной беседе.Однажды к нему прищёл инок Харитон, будущий продолжатель дела преподобного Евфимия. Скоро они решили воздвигнуть храм и при нём основать обитель. Построенный вскоре храм был освящён в честь Вознесения Господня. В 1420 году был основан Вознесенский монастырь. Став игуменом преподобный Евфимий выполнял самые тяжёлые работы по монастырю, служа примером для братии. Выполняя монастырские послушания он не переставал хвалить Господа, распевая псалмы пророка Давида. Величайшим терпением и смирением преподобный Евфимий стяжал дар молитвы. Кончина его пришлась на вторую половину 15 века. Предчувствуя завершение земной жизни, святой передал управление монастырём преподобному Харитону, который был достойным преемником своего учителя и друга. Более 40 лет игуменствовал Харитон в Вознесенском монастыре на Сянжеме, продолжая труды своего наставника, старался во всём ему подражать. И украшенный сединами, почил о Господе в 1509 году. Спустя шесть веков вполне естественно и закономерно что того монастыря сегодня мы не увидим. Но за это время, когда успело в нашей стране произойти так много самых разных событий, память о действующем когда-то монастыре всё таки сохранилась. И всё это быть может благодаря тому что настоятелями святой обители были не простые подвижники, а великие и почитаемые чудотворцы Евфимий и Харитон Сямженские, причисленные к лику святых всей Руси ещё в 16 веке. Молятся братья перед Богом за эти места, вот и не попускает господь забвния в памяти народной. Больше 200 лет продолжал существовать монастырь, пока земли на которых распологалась обитель, не были конфискованы государством по указу императрицы Екатерины Великой. На тот момент в монастыре проживали 530 лиц мужского пола. И хотя он не считался богатым, но и не бедствовал. После закрытия обители, здесь возник православный приход. Летний храм в честь Вознесения Христова был расписан фресками о земной жизни Христа. В 1792 году вместо ветхой каменной Покровской церкви, построили новый зимний храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Ещё была часовня в 100 метрах от озера. Часовню эту когда-то поставил сам преподобный Евфимий Сянжемский возле святого источника. Но после революции она была сожжена, а источник перестал существовать. Послереволюционная судьба Евфимьевского прихода оказалась не долгой. Рассказывает протоирей Сергей (Гончаров) настоятель Свято-Никольского храма села Григорьево: "Мой дед, последний настоятель Евфимьевского прихода, протоирей Николай (Грачёв) просидел год в тюрьме, где подвергался постоянным допросам и обыскам, и умер от язвы в 1936 году. Храм закрыли, через два года церковь разрушили, сняли кресты, разбили купола. Колокольню сломали на кирпичи, которые увезли на стройку в Сямжу. На месте закрытого храма, в том же самом помещении, появился завод по производству крахмала и патоки. Вокруг храма находилось кладбище, где были похоронены многие сяшеннослужители. В 1937 году кладбище уничтожили и посадили огород. Мой дед отец Николай понимал, что это место всё равно не исчезнет, оно будет охраняться самими святыми. Ведь мощи святых находятся здесь под спудом." И после своего земного странствия выполняют святые преподобные Евфимий и Харитон данное им самим Господом Богом- пробудить в людских сердцах Веру.
Надо вспомнить много-вековую историю, вспомнить молитвенный уклад жизни преподобных, который был подвигом подвижничества на пути к Царствию Небесному. И люди откликаются, приходят и из руин возводят вновь храм, вместе с этим строя и свою жизнь по заповедям Христовым.
Видео автора.