Новое книжное обозрение запускается накануне смерти книжной индустрии
Товарищи! Когда несколько лет назад начал выходить «Воскресный Мелиоратор», это был наш ответ London Review of Books. Но издание – по разным причинам – не сдюжило, и сложно было предположить, что когда-либо будет предпринята еще одна попытка сделать отечественный вариант LRB. Однако на этой неделе главный редактор «Логоса» Валерий Анашвили анонсировал запуск нового книжного приложения в виде газеты – как раз накануне смерти книжной индустрии.
Для товарища Анашвили это не первая попытка запуска периодического издания, полностью состоящего из рецензий. Некогда он издавал «Пушкин», который в свою очередь стоял в одной линейке с «Критической массой», «Новой русской книгой» и подобными журналами, которые пытались совмещать академизм с хулиганством и даже порой литературной разнузданностью. Ни одно из этих изданий долго не протянуло – и это во времена, когда книги действительно обсуждались, случались перепалки между авторами и рецензентами, рецензентами и рецензентами, а рецензия еще не полностью слилась с агрегаторами. Кажется, что сам формат журнала как книжного обозрения не прижился на русской почве. Публика, даже самая интеллектуальная, у нас формат рецензии недолюбливает, если вообще понимает его. Издания ушли, но некоторый след в истории оставили: некоторые рецензии оттуда до сих пор служат образцовыми и могут многое сказать о духе времени.
Logos Review of Books настораживает составом участников (пока о содержании можно лишь судить по обложке). В хэдлайнеры номера вынесен господин Евгений Морозов, о котором подробнее можно прочитать в «Коронавирус: в будущее без капитализма». Новое издание, конечно, не заявлялось как издание левое, но привлекать господина Морозова в контрибуторы опасно для репутации, поскольку дела его и слова разительно расходятся между собой. Вещать об ужасах капитализма легче всего из комфортной виллы в Италии. Другое подозрительное лицо среди участников – «мальчик» Кирилл Мартынов (о котором тоже не раз писалось). Но это, видимо, больше говорит вообще об интеллектуальной жизни страны, нежели об одной газете.
Когда я читал сегодня London Review of Books, сидя на унитазе (все удовольствия в одном месте!), я пришел к мысли, что LRB, несмотря на все ее попытки быть ближе к народу, все же остается элитарным изданием (недаром газету в последнее время критиковали за то, что стала слишком часто публиковать воспоминания об учебе в элитных университетах). Logos тоже обречена на такой статус: продаваться в лавке купца Куприянова и покупаться теми, кто покупает «Логос» (причем так никогда и не было выяснено, читают ли журнал покупатели). Народ уже почти целиком переключился на чтение YouTube, а лучшая рецензия для него – комментарий в том же YouTube. 60-полосная газета только о книгах вряд ли составит конкуренцию стриминговым сервисам.
Но это тоже частности. Куда рискованней кажется вообще решение запустить новое книжное обозрение в такой период, когда коронавирус вот-вот изъест легкие книжной индустрии. Это можно расценить как самоубийство: о чем будет писать издание, если не будет книг? Но все негативное превращается в позитивное. Когда книжная индустрия, в том виде, в каком мы ее знаем, умрет наконец-то, Logos Review of Books освободится. Рецензии в ней потеряют свою утилитарную функцию, они наконец-то станут означающим без означаемого. Они приобретут самостоятельную художественную ценность. Хорошая рецензия переживет любые времена.
Ray Garraty