Далай-лама и Панчен-лама прибыли в Пекин осенью 1954 г. Там они впервые встретились с лидерами СССР: Никитой Сергеевичем Хрущёвым и Николаем Александровичем Булганиным. Пишут, что в отличие от индийского пандита Неру тибетские ламы не произвели на Хрущёва большого впечатления.
Впрочем, советский посол даже приглашал буддийских иерархов посетить СССР, а у стенда пищевой промышленности Советского Союза произошёл забавный казус:
"А. Микоян, как старый шеф этой отрасли, стал сам рассказывать о наших продовольственных богатствах. Затем он снял со стенда бутылку шампанского и протянул её Далай-ламе. Я увидел на лице своего спутника глубокое замешательство: как быть? Ведь он всё-таки божество, лишь временно носящее человеческую оболочку, приличествует ли ему принимать шампанское?
Микоян:
— Берите, берите. Замечательное шампанское. Попробуйте. Не хуже французского.
Далай-лама как-то судорожно протянул обе руки вперёд и взял бутылку. Сначала он прижал её к груди. Бросив тревожный взгляд на лица вокруг, он, должно быть, решил, что богу держать бутылку с пьянящим нектаром на груди неприлично. Тогда он так же судорожно опустил обе руки с бутылкой вниз. Я предложил Далай-ламе передать бутылку мне с тем, что она будет доставлена ему после осмотра выставки в резиденцию. Далай-лама с благодарностью вручил мне злополучную бутылку, и я передал её одному из наших охранников для отправки в ламскую резиденцию" - вспоминал потом один из участников делегации Дмитрий Шепилов.
Дмитрию Трофимовичу эта история вскоре кармически аукнулась - в июне 1957-го он поддержал Молотова, Кагановича и Маленкова, обвинивших Хрущёва в попытке установить собственный культ личности. Однако Хрущёв тогда устоял и победил, а его критиков назвали "Антипартийной группой". В газетах появился оборот "Антипартийная группа и примкнувший к ним Шепилов". Это выражение стало своего рода мемом. Если в те годы компания собиралась распить на троих бутылку водочки и к ним присоединялся четвёртый, то такого человека называли "...и примкнувший к ним Шепилов".
Позже, в октябре 1959-го Хрущёв снова приехал в Пекин, отметить десятилетие создания КНР, да вопросы отношений межгосударственных обсудить. Но вот с Далай-ламою встретиться уже не пришлось -весною того года во Лхасе произошло вооружённое восстание, после подавления которого иерарх бежал в Индию.
Хрущёв тогда упрекнул китайского Председателя в том, что он допустил бегство Далай-ламы в Индию. "Вы господствовали в Тибете и должны были иметь там свою разведку, должны были знать о планах и намерениях Далай-ламы (...), мы бы не дали ему уйти (...) Лучше было бы, если бы он был в гробу" - приводит слова Хрущёва историк А. И. Андреев. Мао же тогда оправдывался - "Решение об отложении преобразований было принято до того как Далай-лама побывал в Индии в 1956-м. Мы не могли без повода начать там наступление".
Всё же Мао не такой карикатурно-злой был и азиатскую специфику хорошо понимал - социальный раскол в тибетском обществе присутствовал объективно, а в случае ликвидации Далай-ламы, он уже мёртвым стал бы знаменем, вокруг которого сплотились бы все недовольные китайским присутствием. А эмигранты в Индии выбрали бы новое воплощение иерарха и воспитали бы полностью в антикитайском духе. А так Далай-лама жив до сих пор и кой-какая возмоожность для диалога с ним сохраняется.
А вскоре советское руководство с китайским совсем рассорилось и потом даже до стрельбы на Даманском дело дошло. Хрущёва сняли с должности за волюнтаризм - уникальный случай в советской истории. А по мере ругани с Китаем всё чаще стали обращать внимание на Далай-ламу и он таки приехал в Советский Союз в конце семидесятых. Но это уже совсем другая история.
А пока могу посоветовать текст про то как советские самолёты помогли китайским коммунистам закрепиться в Тибете